Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к письму Федерального казначейства
от 7 февраля 2006 г. N 42-7.1-15/2.4-56
Об особенностях подготовки главными распорядителями (распорядителями), учреждениями пояснительной записки к годовому отчету об исполнении бюджетов
См. форму Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2006 год и Рекомендации по ее заполнению, направленные письмом Минфина РФ от 24 октября 2006 г. N 02-14-10а/2816
Пояснительная записка к бюджетной отчетности должна соответствовать требованиям, изложенным в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 21 января 2005 года N 5н и от 11.11.2005 N 137н "О внесении изменений в инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
При составлении пояснительной записки необходимо руководствоваться следующим:
В формах документов, прилагаемых к пояснительной записке, жирными рамками выделены графы, подлежащие автоматизированной обработке информации в целях обобщения данных. Далее приведены наименования и коды форм документов, а также номера граф, содержащие данные для сообщения:
Наименование формы документа |
Код формы по ОКУД |
Номер графы |
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлений их деятельности |
1, 2 |
|
Сведения о результатах деятельности |
1 - 14 |
|
Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета |
1 - 6 |
|
Сведения о кассовом исполнении бюджета |
1 - 5 |
|
Сведения об эффективности бюджетных расходов |
1, 2 |
|
Сведения об исполнении целевых программ |
1 - 4 |
|
Сведения о целевых иностранных кредитах |
1 - 4 |
|
Сведения о движении нефинансовых активов |
2 - 5 |
|
Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности |
1, 2 |
|
Сведения о финансовых вложениях учреждения |
1, 2 |
|
Сведения о государственном (муниципальном) долге |
1, 2 |
|
Сведения об изменении остатков валюты баланса |
1 - 3 |
|
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях |
2 - 5 |
|
Сведения об использовании информационных технологий |
2, 3 |
Рассмотрим вопросы по структуре и заполнению таблиц и форм Пояснительной записки:
1) Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения отражаются в таблице N 2.
Следует сформулировать цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и функций органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной политики в соответствующих сферах. Привести правовое обоснование осуществления каждой из приведенных функций.
Пример:
Наименование функции |
Краткая характеристика |
Правовое обоснование возникновения функции |
Медицинская |
12 специализаций (раскрыть) |
Положение, устав, генеральное разрешение |
2) Сведений о количественном составе бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) отражаются в форме 0503161 по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
Пример:
Код раздела функциональной классификации |
Количество учреждений |
1 |
2 |
061 0900 |
1 |
_ |
... |
3) В таблице N 5 раскрывается система внутреннего контроля, осуществляемого главным распорядителем (распорядителем) и получателем бюджетных средств, за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетном учреждении, а также правильным ведением бухучета и отчетности. Представляется характеристика применяемых методов и достигнутых результатов.
Пример:
Тип контрольных мероприятий |
Наименование мероприятия |
Нарушения, предотвращенные в отчетном периоде |
Нарушения прошлых лет, выявленные в отчетном году |
Предварительный контроль |
Контроль за соответствием заключаемых учреждением договоров доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств |
Установлено, что договор заключен сверх установленных ЛБО |
-"- |
Текущий контроль |
|
|
|
Последующий контроль |
Проверка соответствия перечня и номенклатуры полученных учреждением товаров (работ, услуг) перечню и номенклатуре оплачиваемых товаров (работ, услуг) согласно договору (счету) |
Установление факта получения основных средств, оплаченных по КБК "340" |
-"- |
4) Таблица N 1 - Сведения о методах оценки активов и обязательств - Здесь приводится характеристика использованных методов бюджетного учета (по наименованиям объектов учета) для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета.
Методы оценки объектов учета определяются в соответствий с Инструкцией N 70н, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в организациях государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Пример:
Наименование объекта учета |
Характеристика метода оценки |
Момент отражения операции в учете |
Основные средства (принятие к учету) |
По первоначальной стоимости |
Дата принятия к учету на основании актов |
Материалы |
По фактической стоимости |
Дата принятия к учету на основании документов поставщиков |
5) Основные результаты деятельности отражаются в форме 0503162:
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Фактически за предыдущий период |
За отчетный год |
По плану на предстоящий период |
|||||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Итого |
|||||||||
по плану |
фактически |
по плану |
фактически |
по плану |
фактически |
по плану |
фактически |
по плану |
фактически |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отражаются основные результаты деятельности по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении. Необходимо раскрыть, по возможности, используемые для их достижения ресурсы (численность работников, количество койкомест, иные качественно-количественные показатели отраслевой деятельности).
Заполнение данной формы имеет ведомственную специфику и зависит от доведенных вышестоящей организацией до учреждения плановых показателей.
6) Меры по повышению эффективности использования бюджетных средств отражаются в таблице N 3. Здесь необходимо перечислить меры по повышению эффективности использования бюджетных средств. Эти меры могут быть самыми разнообразными, например:
Принятые меры |
Результаты принятых мер* |
Введение норм расхода офисной бумаги |
Экономия средств финансирования по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" |
... |
_ |
* - По возможности привести суммовые отчетные показатели, характеризующие соответствующие меры.
7) Сведения об изменении бюджетной росписи отражаются главными распорядителями (распорядителями) по форме 0503163. Указанные сведения необходимо представить со ссылкой на правовые основания, объемы и причины внесенных изменений.
Код раздела, подраздела по функциональной классификации расходов |
Утверждено на год законом (решением) о бюджете |
Утверждено на отчетный период |
Разница между уточненной бюджетной росписью и утвержденными бюджетными назначениями |
Причины отклонений |
|
Бюджетной росписью |
Уточненной бюджетной росписью |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
8) Информация об отклонениях кассового исполнения бюджета от бюджетных назначений приводится по форме 0503164.
В данной форме должны быть отражены доходы и источники в разрезе групп и подгрупп, расходы в разрезе разделов и подразделов (графа 1). В графе 2 указываются соответствующие показатели уточненной бюджетной росписи на отчетный период (год, квартал), в графе 3 - кассовое исполнение (превышение бюджетных назначений над кассовым исполнением возможно в случае образования остатков бюджетных средств, не израсходованных до 31 декабря. Такие суммы согласно статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации возвращаются в соответствующий бюджет) и, наконец, в графах 4 - 5 - сумма отклонений кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи и причины этих отклонений. В квартальных пояснительных записках следует указать возможность использования остатков до окончания финансового года, в годовой записке - предложить мероприятия по более рациональному доведению лимитов и финансирования в течение предстоящего года и недопущению образования значительных остатков средств
Код бюджетной классификации |
Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью |
Исполнено (кассовое исполнение) |
Отклонение кассового исполнения от уточненной бюджетной росписи |
|
сумма |
причины |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причины отклонений следует подробно описать. Это описание можно также вынести за таблицу и привести отдельно в тексте.
При анализе отклонений следует иметь в виду, что они могут быть вызваны следующими причинами:
- отсутствием необходимых нормативных документов, определяющих порядок выделения средств (не принят федеральный закон; нет соответствующего Указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; нет соответствующего решения Минэкономразвития Россия о размещении госзаказа; нет утвержденной Минэкономразвития России адресной инвестиционной программы);
- блокировкой расходов;
- возникновением курсовой разницы;
- сезонностью отдельных расходов;
- отсутствием (непредставлением) реестра бюджетополучателей;
- отсутствием (непредставлением) отчета об использовании ранее выделенных средств федерального бюджета;
- недоведением лимитов бюджетных обязательств до бюджетополучателей;
- изменением графика платежа по обязательствам;
- несвоевременным представлением платежных документов в орган федерального казначейства;
- резервированием средств, вызванным необходимостью оперативного реагирования в непредвиденных ситуациях;
- длительностью сроков заключения государственных контрактов;
- несвоевременностью представления исполнителями работ документов для окончательного расчета;
- прочими причинами (возникновением чрезвычайных ситуаций, другими - указать какими).
Информация об исполнении и анализе сметы доходов к расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности представляется аналогично анализу бюджетной деятельности по форме 0503164.
9) Результаты анализа (по возможности в количественной оценке) взаимосвязи между объемом (структурой) бюджетных расходов и полученными результатами по основным направлениям деятельности (основным функциям) раскрываются в форме 0503165. Здесь также следует опираться на отраслевую специфику деятельности учреждения. Данные приводятся в разрезе показателей по функциональной классификации расходов (графа I), в графе 2 указываются суммы произведенных расходов на выполнение соответствующих функций, в графе 3 - текстом результаты произведенных расходов.
Пример:
Код раздела по функциональной классификации расходов |
Исполнено (кассовое исполнение) - руб. |
Результаты произведенных расходов |
1 |
2 |
3 |
07 "Образование" |
2500000 |
Переподготовлено 70% специалистов в области бюджетного учета и отчетности |
10) Сведения об исполнении целевых программ приводятся в форме 0503166, которая заполняется в случае финансирования учреждения в рамках целевых программ и подпрограмм (федеральных, региональных, местных)
Программа, подпрограмма |
Утверждено уточненной бюджетной росписью |
Исполнено |
Мероприятия |
Причины отклонений |
||
наименование |
код |
запланировано |
реализовано |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11) Информация о целевых иностранных кредитах раскрывается в форме 0503167. Форма заполняется в разрезе кредиторов в случае использования учреждением иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований. Следует отразить виды используемых целевых иностранных кредитов, цели использования и информацию об их достижении с раскрытием причин недостижения поставленной цели.
Наименование кредитора |
Соглашение о кредите |
Сумма использованного кредита |
Цели использования заемных средств |
Степень достижения цели |
|
Дата |
номер |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12) Результаты анализа текстовых статей закона (решения) о бюджете заполняются главными распорядителями по таблице N 4, где приводятся следующие сведения: в графе 1 - текст соответствующей статьи закона (решения) о бюджете; в графе 2 - результат ее исполнения; в графе 3 - указываются причины неисполнения.
13) Информация о движении нефинансовых активов представляется по форме 0503168.
По своей форме данная таблица соответствует "Отчету о движении основных средств", который ранее составлялся согласно приказу Минфина России от 15.06.2000 N 54н. Составляется таблица в разрезе нефинансовых активов: основные средства, нематериальные активы, материальные запасы, с 2006 года - непроизведенные активы. Данные приводятся по источникам поступления нефинансовых активов и направлениям их выбытия в разрезе бюджетных и внебюджетных средств.
Наименование нефинансового актива основные средства
Наименование показателя |
Код строки |
Всего |
в том числе: |
|
за счет бюджетных средств |
за счет внебюджетных средств |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Остаток на начало года |
10 |
|
|
|
Поступило, всего |
20 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
приобретено |
21 |
|
|
|
получено безвозмездно |
22 |
|
|
|
оприходовано излишков |
23 |
|
|
|
в результате переоценки |
24 |
|
|
|
Выбыло, всего |
30 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
реализовано |
31 |
|
|
|
передано безвозмездно |
32 |
|
|
|
списано по причине порчи |
33 |
|
|
|
списано вследствие чрезвычайных ситуаций списано недостач |
34 |
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
за счет виновных лиц |
35 |
|
|
|
за счет учреждения |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.