Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом ФТС России от 18 ноября 2008 г. N 01-11/48414 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к письму Федеральной таможенной службы
от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167
Методические рекомендации
о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами
18 ноября 2008 г.
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (далее ЦЭКТУ), экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК России), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК России), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК России), Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
2. Основанием для назначения экспертизы является необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов, при осуществлении таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК России, ст. 195 УПК России, ст. 26.4 КоАП России).
3. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах, а также иных объектов проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования.
4. Проведение экспертиз и судебных экспертиз (далее - экспертиза) назначают должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов.
5. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами: ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических служб - региональных филиалов ЦЭКТУ (далее - ЭКС), имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз; экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения.
Проведение экспертиз в иных организациях или другими экспертами (лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения), осуществляется на договорной основе.
II. Вопросы, разъясняемые в результате экспертизы. Классификация экспертиз
6. При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств, перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением, в частности:
- физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар и соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России);
- среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;
- идентификации товаров в продуктах переработки;
- возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории;
- принадлежности товара к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе их наличия в лекарственных средствах;
- принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
- идентификации страны происхождения некоторых товаров и страны производителя товаров;
7. При проведении технико-криминалистических исследований документов устанавливаются фактические данные, связанные с изготовлением и использованием документов, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с:
- определением тождества индивидуально определенных объектов (средств письма, и других технических средств, применявшихся для изготовления документов) по их отображениям в документе, документа по его частям, источника происхождения. Объектами экспертизы являются текст, подписи, оттиски печатей и штампов, пометки, резолюции, знаки, а также поддельные деньги, выполненные полиграфическим способом и способом рисования.
- восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей;
- установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т.д.) техническим требованиям производителя документа;
- установлением способа изготовления реквизитов документа;
- установлением факта изменения реквизитов документа, его содержания;
- установлением последовательности выполнения реквизитов документа;
- установлением давности выполнения рукописной записи (текстов);
- установлением подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами).
8. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие экспертизы, перечень которых не является исчерпывающим:
а) идентификационные;
б) материаловедческие;
в) товароведческие;
г) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
д) технологические;
е) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;
ж) искусствоведческие;
з) криминалистические, в том числе:
- трасологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах);
- экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;
- экспертизы замков и иных запирающих устройств;
- почерковедческая экспертиза;
и) технико-криминалистическое исследование документов:
- исследование оттисков печатей и штампов;
- исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей);
- исследование машинописных текстов;
- установление изменений в тексте документа;
- установление содержания документа;
- исследование способа изготовления и материала документа;
9. ЦЭКТУ и ЭКС регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектов исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.
10. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" для разъяснения возникающих вопросов могут назначаться дополнительные и повторные (ст. 20), комиссионные (ст. 21) судебные экспертизы.
Согласно ст. 380 ТК России могут назначаться дополнительные и повторные экспертизы.
11. Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.
12. Производство повторной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
13. В соответствии со ст. 200 УПК России комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы.
14. В соответствии со ст. 201 УПК России судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной.
III. Порядок назначения экспертиз
15. Экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном УПК России, КоАП России, ТК России, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
16. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя, о чем выносит постановление (п. 3 ст. 378 ТК России) (образец 1 приведен в приложении N 2).
17. При производстве по делам об административных правонарушениях должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП России, приложение 16 к письму ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45.305 "О направлении форм процессуальных документов" (в ред. письма ФТС России от 21.09.2004 N 01-06/1040).
18. При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление в соответствии с приложениями 117-120 к ст. 476 УПК России.
19. В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются:
- наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);
- вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
- наименование таможенного органа, должность, фамилия, инициалы должностного лица;
- основание для назначения экспертизы;
- наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, копия таможенной декларации (далее - ТД), иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения возникающих вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);
- срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (п. 3, 4 ст. 378 ТК России); причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или по согласованию с начальником ЭКС;
- предупреждение об ответственности эксперта о даче заведомо ложного заключения;
- если объекты исследования не могут быть представлены в экспертное учреждение или эксперту, которым поручено проведение экспертизы, из-за габаритов или по иным причинам, то в постановлении (определении) указывается место их нахождения. Таможенный орган разрешает (при необходимости) проведение осмотра и исследования на месте.
20. В постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросы не могут допускать различного толкования и выходить за пределы компетенции эксперта.
21. Взятие проб и образцов при производстве административных расследований по делам об административных правонарушениях оформляется протоколом в соответствии с приложением 15 к письму ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" (в ред. письма ФТС России от 21.09.2004 N 01-06/1040).
Пробы или образцы, а также вещественные доказательства соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки (образец 2 приведен в приложении N 2).
22. Материалы и предметы, направляемые на экспертизу при производстве уголовных дел, соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки (образец 3 приведен в приложении N 2).
23. При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно представляются образцы сравнения, а также результаты предварительно проведенных исследований.
24. Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного органа или используются иные виды связи.
IV. Учреждения, организации, эксперты, которые могут быть привлечены к проведению экспертиз
25. Проведение экспертизы поручается, как правило, ЦЭКТУ или ЭКС. В случае если ЦЭКТУ или ЭКС не могут провести экспертизу, проведение ее может быть поручено: государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы; иным организациям или другим экспертам (лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями).
26. Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется с сопроводительным письмом начальнику ЦЭКТУ или ЭКС либо судебно-экспертного учреждения, в котором будет производиться экспертиза.
27. Если экспертиза проводится иными организациями или экспертами (лицами, обладающим# специальными знаниями (познаниями), то должностное лицо, назначившее экспертизу, должно вручить постановление (определение), необходимые материалы эксперту и разъяснить ему его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 378, 381 ТК России, ст. 307, ст. 310 УК России, ст. 57 УПК России, ст. 17.9, ст. 19.26, ст. 25.9 КоАП России, ст. 16, 17 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
V. Требования к материалам, поступающим на экспертизу
28. Для проведения экспертизы представляются:
- определение или постановление о назначении экспертизы;
- акт взятия проб или образцов или протокол о взятии проб и образцов;
- копия ТД, документы и иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения возникающих вопросов;
- объекты исследования (пробы или образцы, транспортные средства, документы, вещественные доказательства по уголовному делу и т.д.);
- образцы для сравнительного исследования.
Объекты экспертного исследования и иные материалы, необходимые для дачи заключения, представляются в упакованном и опечатанном виде, крупногабаритные объекты исследуются экспертами на месте их нахождения.
Пробы и образцы, а также вещественные доказательства снабжаются ярлыками сохранности (образцы 2, 3 приведены в приложении N 2).
29. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований ТК России, КоАП России, УПК России, приказа ФТС России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля", начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители в течение трех дней, с момента получения материалов, сообщают об этом лицу, назначившему экспертизу. В случае если в течение десяти дней с момента получения материалов не принимаются необходимые меры по устранению недостатков, начальник ЦЭКТУ, ЭКС вправе возвратить материалы без исполнения должностному лицу, назначившему экспертизу.
30. Начальник ЦЭКТУ, ЭКС вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследования и материалы дела с указанием мотива:
- недостаточности массы, объема, объектов исследования (или объектов для сравнительного исследования);
- ненадлежащее оформление постановления (определения) или несоответствие упаковки проб или образцов требованиям приказа ФТС России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля";
- отсутствие в учреждении эксперта требуемой специальности;
- отсутствие необходимой материально-технической базы;
- отсутствия специальных условий для проведения исследований.
VI. Процедура проведения экспертом осмотра товаров
31. Настоящая процедура распространяется на транспортные средства и товары (крупногабаритные, объемные и иные товары), которые не могут быть представлены в экспертное учреждение для проведения экспертизы.
32. Основанием для проведения осмотра является постановление, определение о назначении экспертизы должностным лицом таможенного органа, когда без непосредственного осмотра товаров (транспортных средств) невозможно проведение экспертных исследований.
33. Начальник, заместитель начальника ЦЭКТУ, ЭКС или эксперт направляет письменное ходатайство таможенному органу, назначившему экспертизу, о необходимости осмотра товаров (транспортных средств), являющихся объектом экспертного исследования, в месте их хранения (местонахождения) и согласовывает время проведения осмотра товаров (транспортных средств) с указанным таможенным органом.
34. Должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу (далее - должностное лицо таможенного органа), с согласия начальника или заместителя начальника таможенного органа проводит подготовку товаров (транспортных средств) для осмотра экспертом (обеспечивает доступ к товарам, вскрытие упаковок и т.д.) и сообщает эксперту время и место осмотра.
35. Эксперт должен:
- своевременно прибыть на место осмотра;
- предоставить должностному лицу таможенного органа копии постановления, определения о назначении экспертизы в месте их хранения (местонахождения);
- иметь необходимые технические средства (осветительные, измерительные, фото- видеоаппаратуру и др.);
- произвести осмотр представленных товаров (транспортных средств) для установления их наименования, физических характеристик, идентификационных признаков, признаков состояния товаров, упаковки, условий хранения и других признаков, необходимых для решения поставленных перед экспертом вопросов в полном объеме;
- зафиксировать данные, полученные при осмотре, в соответствующем акте, при необходимости произвести фото- или видеосъемку, о чем сделать соответствующую запись в акте осмотра.
36. При значительном количестве объектов осмотра, не позволяющем произвести их осмотр в течение рабочего дня, эксперт совместно с должностным лицом таможенного органа составляет график поэтапного их осмотра и определяет конкретные даты проведения осмотра.
37. По результатам проведенного осмотра эксперт оформляет акт осмотра согласно образцам, приведенным в приложении N 4 к письму ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167 (образцы NN 1 - 9).
38. Акт осмотра подписывается экспертом, должностным лицом таможенного органа. Акт осмотра хранится с материалами экспертизы.
39. При выполнении осмотра товаров (транспортных средств) в месте их хранения (местонахождения) эксперт должен соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, установленные для конкретной территории, помещения и товаров.
VII. Процедура проведения экспертиз и исследований
40. Начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители:
- поручают производство экспертиз и исследований конкретному эксперту или комиссии экспертов;
- поручают производство экспертизы двум экспертам в случае, если в постановлении должностного лица, назначившего экспертизу, указано о необходимости присутствия при проведении экспертизы декларанта, либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств, и их представителей;
- информируют декларанта, либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств, и их представителей, присутствующих при проведении экспертизы, о правилах внутреннего распорядка объекта и обеспечивает его соблюдение;
- устанавливают сроки проведения экспертизы по уголовному делу и по делу об административном правонарушении, обеспечивает контроль за соблюдением сроков производства экспертиз, полноту и качество проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
- обеспечивают условия, необходимые для проведения экспертизы: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
- обеспечивают соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
- направляют вместе с заключением эксперта все материалы органу, назначившему экспертизу.
41. Начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители, а также руководители экспертных отделов могут выступать в качестве эксперта в соответствии со своей квалификацией.
42. Руководитель экспертного отдела (структурного подразделения) может дать указание эксперту о сокращении установленного срока проведения экспертизы. При этом учитывается количество объектов, техническая сложность и продолжительность предстоящих экспертных исследований.
43. Если экспертиза по делу об административном правонарушении не может быть выполнена в пределах 20 дней, руководитель ЦЭКТУ, ЭКС (структурного подразделения) ставит об этом в известность должностное лицо, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок в соответствии со ст. 28.7. КоАП России.
44. Если экспертиза в процессе таможенного контроля не может быть выполнена в срок, назначенный постановлением должностного лица таможенного органа, то руководитель ЦЭКТУ, ЭКС в письменном виде ходатайствует о его продлении в пределах сроков, установленных п. 4 ст. 378 ТК России.
45. В случае неполноты материалов или необходимости в предоставлении дополнительных сведений, без которых невозможно проведение экспертизы, эксперт в письменном виде заявляет соответствующее ходатайство должностному лицу, назначившему экспертизу, не позднее трех дней с момента регистрации материалов.
46. При направлении должностному лицу, назначившему экспертизу, ходатайства о представлении дополнительных материалов, назначается новый срок проведения экспертизы с момента получения ответа.
47. Экспертизы проводятся, как правило, по месту нахождения ЦЭКТУ, ЭКС, а также могут проводиться в помещениях таможенного органа, экспертных, научных учреждениях или в иных местах.
48. К проведению экспертиз в ЦЭКТУ, ЭКС при необходимости могут привлекаться специалисты, не являющиеся его должностными лицами.
49. Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допуская их порчи и повреждения, если только это не вызвано характером исследования.
50. По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются в установленном порядке.
51. Оформление заключения эксперта ЭКС производится в соответствии с образцами 4, 5, 6 приложения N 2.
52. При назначении дополнительной экспертизы ее проведение поручается, как правило, эксперту, проводившему первичную экспертизу.
53. При назначении повторной экспертизы ее проведение поручается другому эксперту (экспертам).
54. Если на экспертизу поступили новые (не исследованные ранее) образцы, экспертиза проводится по правилам, предусмотренным при проведении первичной экспертизы.
55. В случае поручения экспертизы двум или более экспертам, начальником ЦЭКТУ, ЭКС или их заместителями назначается ведущий эксперт. Ведущий эксперт не наделяется дополнительными процессуальными правами или обязанностями.
56. Ведущий эксперт:
- знакомит каждого члена комиссии с постановлением о назначении экспертизы и материалами, поступившими на исследование;
- определяет последовательность исследования объектов с целью получения наиболее полной информации с учетом их возможного повреждения в результате применения соответствующих методов анализа;
- руководит совещанием комиссии экспертов при разработке общей программы исследования;
- организует ознакомление членов комиссии с ходом и промежуточными результатами исследований;
- руководит итоговым совещанием комиссии экспертов при оценке результатов всех исследований, их обобщении и формулировании общего вывода (выводов);
- сообщает руководителю экспертного учреждения о действиях членов комиссии, не согласующихся с общей программой исследований или нарушающих их последовательность, в письменном виде;
- составляет проект заключения или отказа от дачи заключения.
VIII. Заключение эксперта
57. Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследования, проведенных экспертом.
58. Заключение эксперта, выдаваемое по постановлению должностного лица в ходе уголовного дела, составляется по образцу 4 приложения N 2.
59. Заключение эксперта, выдаваемое по определению должностного лица в ходе производства по делу об административном правонарушении, составляется по образцу 5 приложения N 2.
60. Заключение эксперта, выдаваемое по постановлению должностного лица при проведении таможенного контроля, составляется по образцу 6 приложения N 2.
61. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
62. Во вводной части заключения указываются:
- наименование экспертизы и ее номер;
- вид проведенной экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная);
- наименование органа, назначившего экспертизу;
- сведения о предупреждении эксперта об ответственности;
- сведения об эксперте (экспертах) (должность, инициалы, фамилия, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень);
- дата поступления материалов на экспертизу в ЦЭКТУ, ЭКС;
- дата подписания заключения;
- юридические основания для проведения экспертизы: постановление (определение), когда и кем оно назначено или вынесено;
- наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования;
- способ доставки материалов в ЦЭКТУ, ЭКС;
- вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты;
- сведения о представлении дополнительных материалов, результаты их рассмотрения;
- дата, время и место производства экспертизы;
- вопросы, поставленные перед экспертом.
В заключении эксперта вопросы приводятся в том виде как они даны в определении, постановлении о назначении экспертизы. Изменение текста не допускается.
В случае если эксперт считает, что некоторые вопросы выходят (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении либо согласовывает изменение вопроса с должностным лицом, назначившим экспертизу. Изменение вопросов должностным лицом, вынесшим постановление (определение) в процессе проведения экспертизы, допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению).
При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются сведения о первичных (предшествующих) экспертизах:
- кем и где они проведены;
- номер и дата заключения;
- выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы должны быть указаны в постановлении (определении) о ее назначении.
При производстве комиссионной экспертизы во вводной части заключения указывается состав экспертной комиссии. Если проведение экспертизы осуществляется несколькими экспертными учреждениями, во вводной части заключения указываются эти учреждения.
Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения приводятся данные об этих экспертизах.
63. В исследовательской части заключения описывается содержание и результаты исследований с указанием примененных методов.
Каждому вопросу, поставленному перед экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.
В исследовательской части излагаются:
- подробное описание проведенных исследований в порядке поставленных перед экспертом вопросов;
- состояние объектов экспертного исследования;
- методы и приемы исследований должны быть изложены доступно для лиц, не имеющих специальных знаний (познаний);
- справочно-нормативные материалы, используемые методические пособия и литература, которыми эксперт руководствовался при ответе на поставленные вопросы, с указанием даты и места их издания;
- результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;
- ссылки на приложения (иллюстрации, графики, таблицы и т.д.) и необходимые пояснения к ним;
- оценка экспертом результатов исследования, обосновывающего вывод по поставленному перед ним вопросу.
В случае если в заключении эксперт использует специальные термины, то они должны разъясняться.
Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, в исследовательской части эксперт (эксперты) указывает причины.
Если экспертом при производстве дополнительной экспертизы были использованы результаты проведенных ранее исследований, то в исследовательской части заключения должна быть сделана ссылка на материалы первичной экспертизы.
Если результаты, полученные в ходе проведения повторной экспертизы, не совпадают с результатами предшествующих экспертиз, в исследовательской части заключения указываются причины расхождений.
При проведении комплексной экспертизы в исследовательской части заключения эксперты различных специальностей могут излагать свое мнение в форме отдельных разделов с указанием фамилии эксперта. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в конце исследовательской части заключения, где и указываются обоснования общего вывода (выводов).
64. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой проведены исследования.
Выводы должны быть изложены четко и ясно и не допускается различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность ответа на него по тем или иным причинам.
Выводы, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которым были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
65. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим экспертизу, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу.
66. Если заключение эксперта содержит приложения, то в нем должны содержаться пояснения о приведенном материале; каждый лист приложения подписывается составившими их экспертами, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт. На приложениях проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.
67. Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй остается в ЦЭКТУ, ЭКС.
68. При производстве комиссионных экспертиз заключение оформляется в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой службе (структурному подразделению), принимавшей участие в производстве экспертизы.
69. После получения заключения эксперта ЦЭКТУ, ЭКС, должностным лицом таможенного органа, назначившим экспертизу, в течение 15 дней направляются сведения о принятых мерах по результатам проведенной экспертизы (образец 7 приведен в приложении N 2). В случае невозможности направления сведений в указанный срок, они должны быть представлены после принятия решения о выпуске товара.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
X. Отказ от дачи заключения
70. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, если:
- представленные материалы недостаточны для проведения экспертизы и устранение этого препятствия оказалось невозможным;
- поставленные вопросы выходят за пределы компетенции эксперта;
71. Отказ от дачи заключения состоит из трех частей; вводной, мотивировочной и заключительной.
В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.
В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.
Отказ от дачи заключения подписывается экспертом, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт, направляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, а другой остается в организации или учреждении.
72. Предметы и документы, являющиеся объектами экспертного исследования (включая пробы или образцы), упаковываются и опечатываются, направляются таможенному органу, назначившему экспертизу, вместе с отказом от дачи заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.