Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 мая 2006 г. N 03-02-07/138
Вопрос. В последнее время налоговые органы в рамках проведения мероприятий налогового контроля (налоговых проверок) дополнительно к банковским документам требуют предоставление учредительных документов и карточек с образцами подписей и оттиска печати клиентов Банка.
Банк считает указанные требования необоснованными по следующим основаниям.
Статьей 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов требовать от налогоплательщика, его контрагента и налогового агента документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Согласно статье 857 ГК РФ к банковской тайне относятся сведения о банковском счете, банковском вкладе, об операциях по счету, а также сведения о клиенте.
Вместе с тем, сведения, содержащие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сборов), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов) (встречная проверка).
Также статьей 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, случаи и порядок предоставления учредительных документов, а также карточек с образцами подписей и оттиска печати клиентов Банка, по запросу налогового органа законодательством не установлены.
Кроме того, при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляются учредительные документы юридических лиц, т.е. у налогового органа имеется полный комплект учредительных документов.
Предоставление указанных документов не влияет на правильность исчисления и уплаты налога.
На основании ст. 34.2 НК РФ банк просит дать разъяснения по вопросу правомерности запросов налоговых органов о предоставлении учредительных документов и карточек с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка.
Ответ. В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 31.03.2006 N 1680 и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Согласно статье 87 Кодекса, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, представляемой в налоговые органы как самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, банков).
Учитывая изложенное, полагаем, что в рамках проведения встречной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе и учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка.
Заместитель |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, в рамках проведения встречной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе и учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиска печати клиентов банка. Минфин пояснил, что налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, представляемой в налоговые органы как самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, банков).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 мая 2006 г. N 03-02-07/138
Текст письма официально опубликован не был