Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 мая 2006 г. N 03-03-04/4/98
Вопрос:
В связи с изменением пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) наша организация с 1 января 2006 года в учетной политике для целей бухгалтерского учета установила, что активы, в отношении которых выполняются предусмотренные пунктом 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита 10 000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
При этом по таким активам наша организация соответственно не применяет с 1 января 2006 года формы первичных учетных документов по учету основных средств. В частности, не оформляются утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 форма N ОС-1 при приеме-передаче основных средств, форма N ОС-2 при внутреннем перемещении объектов, форма N ОС-4 при их выбытии, не открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6).
Для целей налогового учета по налогу на прибыль такие активы не включаются в состав амортизируемого имущества (пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса России) и отражаются в составе материальных расходов (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса России).
Просим разъяснить - следует ли в этом случае для целей налогового учета по налогу на прибыль по таким активам заполнять и вести "Акт приема-передачи объекта основных средств", "Накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств", "Акт о списании объекта основных средств", "Инвентарную карточку учета объекта основных средств"?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 10.04.06 г. N 1-2083-БФО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
При этом согласно статье 313 Кодекса налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Таким образом, ведение первичных документов, указанных в вашем запросе, по нашему мнению, для налогового учета в отношении имущества, не являющегося амортизируемым и стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, не требуется.
Однако необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н в целях обеспечения сохранности активов, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 этого Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащей контроль за их движением.
Если организация примет решение учитывать такие объекты в составе материально-производственных запасов, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме N М-4, требование-накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 и др.).
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, для налогового учета в отношении имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, не требуется ведение первичных документов по учету основных средств. При этом Минфин отмечает, что организация при учете активов в составе материально-производственных запасов должна вести по ним соответствующие карточки учета: приходный ордер по форме N М-4, требование-накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 и др.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 мая 2006 г. N 03-03-04/4/98
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии" от 3 июля 2006 г. N 13, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20 июня 2006 г. N 23