Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 мая 2006 г. N 03-01-14/5-263
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Национальной алкогольной ассоциации от 26 апреля 2006 г. N 5092 и Союза производителей алкогольной продукции от 25 апреля 2006 г. N 13-М/МФ и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 2005 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) с 1 января 2006 г. федеральная специальная марка (далее - марка) является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "22 ноября 1995 г"
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона оборот алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен.
Вместе с тем, согласно подпункту 3 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, допускается по 30 июня 2006 г. включительно.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона требования к образцам марок и порядок маркировки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Пунктом 1 Правил маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, определено, что марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации (далее - организации-производитель), после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Согласно статьям 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено расторжение договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законами или договором.
В случае расторжения договоров, связанных с поставкой алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, стороны вправе выбрать место ее последующего нахождения или хранения.
В силу статьи 2 Закона хранение алкогольной продукции относится к обороту.
Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации хранение как вид деятельности предусматривает заключение договора, согласно которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в силу статьи 892 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности к хранителю в отношении переданной на хранение вещи не переходит.
Таким образом, не может быть отнесено к хранению как к виду деятельности нахождение продукции в организациях, в отношении которой организация имеет право собственности.
Учитывая изложенное, хранение алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, в том числе возвращенной покупателями до 30 июня 2006 г. включительно возможно в организациях, имеющих лицензию на хранение алкогольной продукции, до 30 июня 2006 г.
При этом нахождение возвращенной до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, у организаций - производителей не относится к обороту указанной продукции.
Главами 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налогоплательщики НДС и акцизов, а также элементы налогообложения этими налогами.
Пунктом 5 статьи 171 и пунктом 5 статьи 200 Кодекса предусмотрен вычет сумм уплаченных НДС и акциза при возврате товаров.
В случае возврата покупателями до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, основанием применения вычетов для организаций - производителей является изменение условий либо расторжение соответствующих договоров, отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и осуществляющие с 1 января 2006 г. реализацию алкогольной продукции (далее - оптовые организации), поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.
Таким образом, в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, оптовым организациям от покупателей и (или) организациям - производителям от оптовых организаций указанные организации имеют право на вычет по уплаченным суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых организаций на 1 января 2006 г., и (или) отгруженных в их адрес до указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации, предусмотренной пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, при условии расторжения соответствующих договоров, отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что марки могут быть приобретены только организациями в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации, - налоговых органах.
Учитывая что, с 1 июля 2006 г. оборот алкогольной продукции, маркированной марками, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" и региональными специальными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок", либо маркированной только марками, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212, может быть допущен при наличии на алкогольной продукции марки, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, с нанесенными на нее сведениями о маркируемой алкогольной продукции, то в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно организациям-производителям, принадлежащей им ранее алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, поставки указанной продукции с 1 июля 2006 г. возможны только при нанесении на нее марок, соответствующих требованиям Закона, в том числе приобретенных в соответствии с приказом Минфина России от 17 января 2006 г. N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" до 30 июня 2006 г.
Копия настоящего письма направлена в ФНС России.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками по 31 декабря 2005 г., оптовым организациям от покупателей и (или) организациям - производителям от оптовых организаций, указанные организации имеют право на вычет по уплаченным суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых организаций на 1 января 2006 г., и (или) отгруженных в их адрес до указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации, при условии расторжения соответствующих договоров и отражения в учете операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Указано, что с 1 июля 2006 года поставки возвращенной до 30 июня 2006 г. алкогольной продукции возможны только при нанесении на нее федеральных специальных марок, соответствующих новым требованиям.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 мая 2006 г. N 03-01-14/5-263
Текст письма размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet (http://www.nalog.ru)