Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривается конституционность положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов. По мнению заявителя, такое правовое регулирование несоразмерно ограничивает свободу мысли и слова и право граждан свободно производить и распространять информацию любым законным способом.

Как пояснил Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель, разрешая правовую коллизию между правом на свободные выборы, с одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой, обязан соблюдать баланс указанных ценностей. При этом граждане РФ, будучи носителями как активного, так и пассивного избирательного права, не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования. Таким образом, обращенное к гражданам требование об осуществлении предвыборной агитации не иначе как за счет денежных средств избирательных фондов представляет собой ограничение форм и методов проводимой этими субъектами избирательного процесса предвыборной агитации, которое направлено на обеспечение равенства кандидатов и защиту прав и свобод других лиц, включая избирателей. Более того, запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т.е. помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей.

В связи с этим Суд признал конституционными оспариваемые нормы Закона, запрещающие проведение гражданами предвыборной агитации за или против кандидата за счет собственных средств. При этом было отмечено, что ведение гражданами агитации против всех кандидатов, которая ранее была признана Конституционным Судом РФ допустимой, не является предметом рассмотрения этого дела.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области"

 

Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 21 июня 2006 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 27 ст. 2970, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 4