В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли, - с целью установления возможности предоставления тарифных преференций, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.
В отношении товаров, происходящих из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 (далее - Соглашение) - и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, - где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке).
Из положений пунктом 4 и 5 Правил следует, что даже в тех случаях, когда товарная позиция исходного и производного товаров отличается на уровне одного из первых четырех знаков по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, но производный товар получен в результате операций, указанных в пункте 5 Правил, изготовление производного товара критерию достаточной обработки (переработки) не отвечает.
В силу пунктов 10 и 11 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве-участнике Соглашения - необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства-участника Соглашения - сертификат выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера.
Пункт 16 Правил, пункт 4 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусматривают, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
Согласно пункту 19 Правил и пункту 4 статьи 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает.
В случае, когда из имеющихся документов следует, что страна происхождения товара в сертификате определена не в соответствии с требованиями, установленными Правилами, тарифные преференции могут быть применены в отношении товара только при условии, если будет установлено, что страной его происхождения является государство-участник Соглашения.
Председатель |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил некоторые спорные вопросы, возникающие у судов при определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, - где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке). Даже в тех случаях, когда товарная позиция исходного и производного товаров отличается на уровне одного из первых четырех знаков по ТН ВЭД, но производный товар получен в результате операций, указанных в п. 5 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств СНГ от 30.11.2000, изготовление производного товара критерию достаточной обработки (переработки) не отвечает.
Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение. При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает. В случае, когда из имеющихся документов следует, что страна происхождения товара в сертификате определена не в соответствии с установленными требованиями, тарифные преференции могут быть применены в отношении товара только при условии, если будет установлено, что страной его происхождения является государство - участник Соглашения.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N 110 "Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли"
Текст информационного письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20 июня 2006 г. N 23, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 8
Информационное письмо размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 15.06.2006