Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июня 2006 г. N 03-05-01-04/164
Вопрос: В связи с частными выездами в командировки работников ФГУП, просим Вас дать свое разъяснения по следующим вопросам:
1. Имеет ли право предприятие принять в качестве документа, подтверждающего расходы подотчетных сумм, счет формы N 3-г, являющихся бланком строгой отчетности в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 13.12.1993 N 121. Кассовый чек отсутствует.
2. Счет формы N 3-г выдан индивидуальным предпринимателем. Обязано ли предприятие подавать сведение об индивидуальном предпринимателе в налоговую инспекцию, если в чеке (на печати) присутствует ИНН индивидуального предпринимателя.
3. Следует ли удержать налог на доход физических лиц при подтверждении расходов за гостиницу только счетом формой N 3-г.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГУП от 27.04.2006 N 281-04-19/25474 и по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Статьей 226 Кодекса установлены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами (российскими организациями, индивидуальными предпринимателями, постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации). Пунктом 2 данной статьи определено, что положения статьи 226 не применяются в отношении доходов, указанных в статье 227 Кодекса.
Статьей 227 Кодекса предусмотрено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса.
Исходя из вышеизложенного, организация, от которой индивидуальный предприниматель получает доход от продажи товаров либо за оказанные услуги, не является налоговым агентом в отношении таких доходов данного индивидуального предпринимателя и, следовательно, индивидуальный предприниматель должен самостоятельно исчислить сумму налога на доходы физических лиц, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Кодекс не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах индивидуальными предпринимателями. Данная обязанность установлена статьей 230 Кодекса только для налоговых агентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, расходы по найму жилого помещения. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение), устанавливающее порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков.
В соответствии с пунктом 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).
Согласно пункту 2 Положения формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункту 3 Положения"
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 1 января 2007 года.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.1993 N 121 утверждены формы документов строгой отчетности, которые могут использоваться гостиничными хозяйствами при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
В соответствии с вышеуказанным Приказом счет по форме N 3-Г заполняется при оформлении оплаты за бронь, проживание, а также за дополнительные платные услуги, при отсутствии специальных талонов.
Таким образом, считаем, что счет по форме N 3-Г, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности", является документом, подтверждающим оплату расходов по найму жилого помещения.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подтвердил, что счет по форме N 3-Г, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности", является документом, подтверждающим оплату расходов по найму жилого помещения, в целях исчисления налога на доходы физических лиц. Cчет по форме N 3-Г заполняется при оформлении оплаты за бронь, проживание, а также за дополнительные платные услуги, при отсутствии специальных талонов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июня 2006 г. N 03-05-01-04/164
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 4 июля 2006 г. N 25