Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 10 июня 1996 г. N 383
Методические рекомендации
по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства
(утв. Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 10 июня 1996 г.)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации предназначены для работников экспертных комиссий, образованных при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также для территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов управления, осуществляющих государственную экспертизу проектов строительства.
1.2. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(1) и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных актов Российской Федерации и в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию и строительству зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения*(2).
1.3. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в отношении всех проектов строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки проектной документации.
При разработке проекта строительства по очередям, решения по обеспечению защиты населения и территорий должны включаться в состав первой очереди строительства.
1.4. При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:
- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;
- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94)*(3);
- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.
1.5. Порядок и методика проведения государственной экспертизы разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" могут уточняться с учетом специфики объектов отдельных отраслей и регионов на основании нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, согласованных с МЧС России и Минстроем России.
3. Экспертная оценка инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
3.1. Содержание и объем проектных материалов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерным решениям по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.
3.2. В ходе экспертизы проверяются:
- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и, исходя из этого, состав инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;
- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;
- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;
- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;
- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;
- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;
- устройство пунктов санитарной обработки;
3.3. При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.
3.4. В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.
3.5. При экспертизе проектных решений объектов коммунально-бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время и при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
3.6. При экспертизе раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проверяется также выполнение требований ведомственных инструкций по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ВСН ГО), согласованных с МЧС России.
3.7. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются:
- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП Н-11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;
- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, вводам инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;
- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;
- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;
- состав, характеристики и режимы работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ соответствие действующим нормам схемы организации связи, состава аппаратуры и условий ее размещения на узлах связи;
- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;
- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;
- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;
- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.
4. Экспертная оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
4.1. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта*(4) для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, а также возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.
4.2. При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;
- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;
- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.
4.3. При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;
- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах;
- достаточность принимаемых мер по снижению последствий техногенного воздействия на объект.
4.4. При экспертной оценке опасности объекта проверяются:
- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;
- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;
- специфика вызываемых поражений (прямое или косвенное, химическое, радиационное, механическое и т.д.);
- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам производственной и социальной инфраструктуры в результате возможных аварий.
- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;
- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии;
4.5. Оценка опасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:
- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;
- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;
- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.
4.6. При оценке проектных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций проверяются:
- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане объекта зон поражения при авариях и катастрофах на АЭС, химических, взрывоопасных и других опасных производствах, зон затопления паводковыми водами и волной прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях;
- наличие системы контроля за безопасностью технологического процесса промышленного производства;
- наличие и технические характеристики защитных сооружений и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (для радиационно опасных объектов);
- объем и содержание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- решения по созданию локальной системы оповещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 178;
- наличие и качество сооружений и систем охраны и контрольно-пропускного режима на потенциально опасных объектах и производствах;
- противопожарные мероприятия;
- обеспечение проезда аварийно-спасательных и пожарных команд, наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
- устройство пунктов санитарной обработки при авариях на АЭС, радиационно опасных и химически опасных производствах;
- проектные мероприятия по безаварийной остановке или снятию с эксплуатации (консервации) объекта и реабилитации окружающих территорий.
4.7. В проекте строительства объекта должна быть проведена оценка стоимости предусмотренных мероприятий по защите населения и территорий, а также дана сравнительная оценка ущерба, который может быть нанесен при возникновении чрезвычайных ситуаций без проведения на объекте защитных мероприятий.
5. Обобщение результатов экспертизы и оформление экспертного заключения
5.1. Критериями оценки качества проектных решений раздела "Инженерно- технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций" являются сохранение жизни и здоровья населения и работающего персонала, снижение размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде, обеспечение функционирования объекта в условиях воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.
5.2. На основе результатов рассмотрения проектных решений, оценки качества документации и анализа достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение по разделу "Инженерно- технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций".
При формулировании каждого замечания экспертного заключения следует дать принципиальное описание принятого решения, обосновать его нерациональность или допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендацию по изменению или улучшению проектного решения с указанием ссылки на действующий норматив или результаты расчетов.
Формулировка каждого замечания и предложения должна быть технически грамотной, лаконичной, исключать двойное толкование.
5.3. При наличии серьезных нарушений и замечаний, требующих переработки проектных решений, а также при некомплектности проектных материалов возможен возврат проекта на переработку. После переработки проект должен быть представлен на повторную экспертизу.
При наличии нарушений, не вызывающих необходимости переработки проекта и увеличения объема инвестиций, возможна рекомендация на утверждение при условии устранения замечаний, изложенных в экспертном заключении.
5.4. Оформление экспертного заключения производится в соответствии с примерным макетом (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям) и на основании требований "Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" (РДС 11-201-95).
______________________________
*(1) Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
*(2) Перечень основных законодательных и нормативных документов, используемых при разработке и экспертизе раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
*(3) Использованные далее термины и определения ГОСТ Р 22.0.02-94 приведены в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
*(4) Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.