Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 10 июня 1996 г. N 383
Методические рекомендации
по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства
(утв. Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 10 июня 1996 г.)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации предназначены для работников экспертных комиссий, образованных при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также для территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов управления, осуществляющих государственную экспертизу проектов строительства.
1.2. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(1) и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных актов Российской Федерации и в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию и строительству зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения*(2).
1.3. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в отношении всех проектов строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки проектной документации.
При разработке проекта строительства по очередям, решения по обеспечению защиты населения и территорий должны включаться в состав первой очереди строительства.
1.4. При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:
- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;
- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94)*(3);
- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.
1.5. Порядок и методика проведения государственной экспертизы разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" могут уточняться с учетом специфики объектов отдельных отраслей и регионов на основании нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, согласованных с МЧС России и Минстроем России.
3. Экспертная оценка инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
3.1. Содержание и объем проектных материалов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерным решениям по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.
3.2. В ходе экспертизы проверяются:
- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и, исходя из этого, состав инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;
- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;
- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;
- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;
- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;
- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;
- устройство пунктов санитарной обработки;
3.3. При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.
3.4. В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.
3.5. При экспертизе проектных решений объектов коммунально-бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время и при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
3.6. При экспертизе раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проверяется также выполнение требований ведомственных инструкций по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ВСН ГО), согласованных с МЧС России.
3.7. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются:
- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП Н-11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;
- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, вводам инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;
- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;
- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;
- состав, характеристики и режимы работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ соответствие действующим нормам схемы организации связи, состава аппаратуры и условий ее размещения на узлах связи;
- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;
- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;
- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;
- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.
4. Экспертная оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
4.1. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта*(4) для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, а также возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.
4.2. При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;
- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;
- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.
4.3. При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;
- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах;
- достаточность принимаемых мер по снижению последствий техногенного воздействия на объект.
4.4. При экспертной оценке опасности объекта проверяются:
- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;
- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;
- специфика вызываемых поражений (прямое или косвенное, химическое, радиационное, механическое и т.д.);
- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам производственной и социальной инфраструктуры в результате возможных аварий.
- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;
- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии;
4.5. Оценка опасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:
- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;
- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;
- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.
4.6. При оценке проектных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.