Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 г. N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных услуг" Росздравнадзор по согласованию с ФСТ России зарегистрировал цены на лекарственные средства, реализуемые федеральным льготникам в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, и приказом от 22.12.2004 N 660-Пр/04 "Об установлении торговых надбавок" по согласованию с ФСТ России утвердил предельные размеры торговых надбавок к этим ценам (далее - торговые надбавки). Торговые надбавки установлены для каждого субъекта Российской Федерации для покрытия расходов фармацевтических организаций и аптечных учреждений, независимо от количества участников системы дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО) в субъекте Российской Федерации.
Предельный размер торговой надбавки распределяется между участниками ДЛО - фармацевтическими организациями и аптечными учреждениями на договорных условиях в соответствии с затратами каждого из участников Федеральной программы.
В целях определения экономической обоснованности установленных размеров торговых надбавок Росздравнадзор и ФСТ России запросили у руководителей фармацевтических организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данные о расходах на реализацию лекарственных средств в рамках системы ДЛО.
Анализ представленных материалов по итогам 1 квартала 2005 года показал, что в ряде субъектов установленные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам, позволяют работать безубыточно, в других - работа в системе ДЛО оказалась убыточной.
В результате проведенного анализа выявлено, что причинами убыточности фармацевтических организаций и аптечных предприятий являются:
1. для ряда оптовых фармацевтических организаций - это, в первую очередь, следствие налаживания системы дистрибьюции и связанные с этим единовременные расходы (автоматизация, программное обеспечение, логистика и т.п.);
2. не налаженная система расчетов за отпущенные лекарственные средства влияет на безубыточную работу как фармацевтических организаций, так и аптек;
3. отсутствие статистических данных о потреблении лекарственных средств, четкой системы составления заявки (определение потребности) и системы управления имеющимися товарными запасами. Все это на первом этапе выливалось в задержки по обслуживанию населения. Для сглаживания этого негативного эффекта фармацевтические оптовые организации вынуждены были оперативно формировать дополнительные запасы лекарственных средств. Так, ряд фармацевтических организаций сформировал запасы, затраты на которые составили 30% от общей суммы расходов;
4. отсутствие в фармацевтических организациях и аптеках раздельного учета затрат по основной деятельности (оптовая или розничная торговля) и деятельности по лекарственному обеспечению федеральных льготников. При формировании показателей (данных) затрат на лекарственное обеспечение федеральных льготников общие хозяйственные расходы относились на виды деятельности пропорционально объему поставляемых лекарственных средств;
5. изменение договорных отношений и изменение структуры сбыта лекарственных средств в аптеках и региональных фармацевтических организациях.
Анализ деятельности региональной сбытовой сети показал, что убыточность, кроме вышесказанного, связана с изменением договорных отношений, изменением структуры сбыта лекарственных средств.
Система снабжения федеральных льготников лекарственными средствами построена таким образом, что региональные оптовые и аптечные учреждения получают лекарственные средства на реализацию по договорам комиссии, то есть оказывают услугу и, как следствие, применяют при налогообложении НДС в размере 18% (вместо НДС в размере 10% применяемой при сделках купли-продажи). Таким образом, у региональных оптовых организаций и аптечных учреждений возникают дополнительные расходы по уплате НДС.
В части регионов при сохранении уровня спроса на лекарственные средства изменилась его структура. Часть потребителей лекарственных средств, приобретавшая их за свой собственный счет, получает их по льготным рецептам, что привело к снижению продаж в свободной торговле и снижению общей выручки аптечных учреждений.
В ходе организации лекарственного обеспечения федеральных льготников в 1 квартале 2005 года выявился ряд особенностей, которые не в полной мере были учтены при установлении торговых надбавок. Так, в ряде регионов предельные размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных препаратов.
В результате вышесказанного, можно сделать заключение, что целесообразно:
- выделить группы препаратов, включающие в себя наркотические лекарственные препараты, и установить для их реализации более высокие размеры торговых надбавок (введение повышающего коэффициента);
- разработать рекомендации по делению торговых надбавок между федеральными оптовыми компаниями и региональными оптовиками и аптечными учреждениями и ввести процедуру разрешения споров по делению торговых надбавок с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти;
- рекомендовать федеральным оптовым поставщикам относить к расходам на дистрибьюцию лекарственных средств только затраты, непосредственно связанные с этой деятельностью, для чего предусмотреть учет расходов по видам деятельности (поставка лекарственных средств для свободной продажи и для обеспечения федеральных льготников);
- совершенствовать порядок расчета ФФОМС с федеральными оптовыми поставщиками за выданные льготникам лекарственные средства.
В связи с этим, на основании вышеизложенного, Росздравнадзор и ФСТ России просят высказать Ваше мнение по данному вопросу. При необходимости просим представить обоснованные предложения по вопросам ценообразования.
Ваши предложения просьба представить до 1 сентября 2005 года -
по факсу: (095) 298 26 88 и (095) 298 49 47
по адресу электронной почты: kil@roszdravnadzor.ru, uprcen@fstrf.ru.
Руководитель |
Р.У. Хабриев |
Руководитель |
С.Г. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росздравнадзором по согласованию с ФСТ России в декабре 2004 года были зарегистрированы цены на лекарственные средства, реализуемые федеральным льготникам в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), и утверждены для каждого субъекта РФ предельные размеры торговых надбавок к этим ценам. Однако по итогам работы за 1 квартал 2005 года было установлено, что в ряде субъектов РФ деятельность фармацевтических организаций и аптечных учреждений в системе ДЛО оказалась убыточной. Причинами этого явились не налаженная система расчетов за отпущенные лекарственные средства, отсутствие в фармацевтических организациях и аптеках раздельного учета затрат по основной деятельности (оптовая или розничная торговля) и деятельности по лекарственному обеспечению федеральных льготников, отсутствие статистических данных о потреблении лекарственных средств, четкой системы составления заявки (определения потребности) и системы управления имеющимися товарными запасами, низкие размеры торговых надбавок на наркотические лекарственные препараты.
Учитывая вышеизложенное, фармацевтическим организациям и аптечным учреждениям предложено в срок до 1 сентября 2005 года представить в Росздравнадзор и ФСТ России обоснованные предложения по ценообразованию и совершенствованию системы снабжения федеральных льготников лекарственными средствами.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по тарифам от 4, 5 августа 2005 г. NN 01И-392/05, СН-4750/7 "О торговых надбавках к ценам на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам"
Текст письма размещен на сайте газеты "Фармацевтический вестник" в Internet (http://www.pharmvestnik.ru)