Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Извлечение из сборника приказов и
инструкций Министерства просвещения
СССР, 26 марта 1980 г.
Инструкция
по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших
В специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 40000 герц) составляет от 30 до 80 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи, учитываются (наряду с данными проверки слуха на речь) данные тональной аудиометрии.
1. В специальные школы-интернаты (школы) для глухих детей принимаются дети:
не реагирующие на громкий голос;
реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины;
различающие некоторые речевые звуки (а, о, у, р), произнесенные у ушной раковины голосом повышенной громкости.
Эти дети имеют среднюю потерю слуха в речевой области более 80 децибел.
Дети 6 - 7-летнего возраста, не имеющие дошкольной подготовки, принимаются в подготовительный класс. Получившие достаточную дошкольную подготовку принимаются в первый класс.
2. В специальные школы-интернаты (школы) для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети:
имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 30 до 80 децибел;
различающие речь (слова, фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3 м) и страдающие вследствие недостаточности слуха различной степенью недоразвития речи, оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями;
различающие речь разговорной громкости на расстоянии более 3 м, но страдающие существенным недоразвитием речи, препятствующим их обучению в общеобразовательной школе.
Уровень речевого развития выясняется в результате индивидуальной проверки словарного запаса, произношения и навыков самостоятельного владения описательно-повествовательной речью. При этом учитываются степень и характер понижения слуха, время возникновения тугоухости или глухоты, индивидуальные особенности ребенка и условия его развития до поступления в школу.
В зависимости от состояния развития речи дети направляются в 1 и 2 отделение школы-интерната (школы):
а) в 1-е отделение принимаются слабослышащие, позднооглохшие дети, владеющие развернутой фразовой речью с некоторыми ее недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме);
б) во 2-е отделение принимаются слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста) и слабослышащие дети, которые пользуются фразовой речью, состоящей из простых предложений, но с нарушениями их грамматического оформления (нарушение порядка слов, пропуски отдельных членов предложения, искажение морфологического оформления) и ограниченным словарным запасом;
в) слабослышащие дети 6 - 7-летнего возраста, не владеющие речью, принимаются в дошкольную подготовительную группу.
3. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие умственно отсталые дети выделяются в классы для умственно отсталых, глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, организуемые в соответствующих школах.
Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что программа для них непосильна и, что в основе их неуспеваемости лежит органически обусловленная умственная отсталость.
Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата выделяются в классы, организуемые соответственно в школах глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.
Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата обучаются в общих классах школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.
4. Не подлежат направлению в школы-интернаты (школы) глухих, слабослышащих и позднооглохших:
а) дети с нарушенным слухом, страдающие умственной отсталостью в степени имбецильности;
б) дети, страдающие глубокими речевыми нарушениями при нормальном слухе (алалией, афазией и т.д.).
5. Направление детей в школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших производится органами народного образования только на основании заключения республиканской или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.