Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы РФ
по контролю за оборотом наркотиков
от 12 мая 2006 г. N 147
Временная инструкция
о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд
I. Общие положения
1. Настоящая Временная инструкция (далее - Инструкция) определяет порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля), в установленном порядке уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее - оперативные подразделения органов наркоконтроля), органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд.
2. Правовой основой представления результатов ОРД органов наркоконтроля органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.
3. Сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (далее - результаты ОРД), отражаются в справках, сводках, актах, заключениях и других оперативно-служебных документах.
К оперативно-служебным документам могут прилагаться полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) предметы, вещества, материальные (физические) носители информации (фонограммы, видеограммы, киноленты, фотопленки, фотоснимки, магнитные, лазерные диски, слепки и др.).
4. Органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут:
служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
быть использованы для подготовки и осуществления уголовно-процессуальных действий;
использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, предусмотренных статьей 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Результаты ОРД могут представляться по инициативе оперативных подразделений органов наркоконтроля либо при выполнении ими поручений органа дознания, дознавателя следователя, указания прокурора или определения (постановления) суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется международными договорами Российской Федерации и отдельными нормативными правовыми актами.
II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд
5. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Сведения, содержащиеся в представляемых результатах ОРД, должны позволять сделать вывод о наличии признаков преступления.
6. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в части 1 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
7. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
III. Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд
8. Представление оперативными подразделениями органов наркоконтроля результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа наркоконтроля (приложение 1), правомочного в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" утверждать постановление о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента или оперативного внедрения*, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией порядке оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости для целей уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.
9. Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть включает в себя наименование документа, место и дату его вынесения, фамилию, инициалы, должность и специальное звание руководителя органа наркоконтроля, а также основания вынесения данного постановления.
В описательной части постановления указывается, когда, где, в результате какого ОРМ получены результаты и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам и т.п.), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на статью 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
10. В случае представления сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, оказывающих содействие органам наркоконтроля на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, они, при необходимости, подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа наркоконтроля, а сведения о штатных негласных сотрудниках органов наркоконтроля и лицах, внедренных в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), - только на основании постановления директора ФСКН России.
11. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), о штатных негласных сотрудниках органов наркоконтроля, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сведения о лицах, внедренных в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), о штатных негласных сотрудниках органов наркоконтроля, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, представляются Генеральному прокурору Российской Федерации и уполномоченным им прокурорам, осуществляющим прокурорский надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
12. Представление результатов ОРД включает в себя:
вынесение руководителем органа наркоконтроля постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение 2);
оформление сопроводительного документа и фактическую передачу результатов ОРД (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
13. В случае необходимости одновременно с постановлением о представлении результатов ОРД готовится план мероприятий по защите сведений об органах наркоконтроля и обеспечению безопасности участников ОРМ, который утверждается руководителем органа наркоконтроля.
14. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа наркоконтроля и приобщается к материалам дела оперативного учета.
15. Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (приложение 3) либо в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
16. Гриф секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного поручения (указания, определения, постановления) и наличия сведений, составляющих государственную тайну.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов, материалов и документов, получения сообщений, видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, а также должно быть описание индивидуальных признаков указанных предметов и материалов.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительном документе (приложение 4). Тип носителя определяется инициатором проведения ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении органа наркоконтроля до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).
17. При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
18. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, результаты ОРД органами наркоконтроля представляются органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд незамедлительно с соблюдением требований режима секретности.
19. Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, дознавателя, следователя, указания прокурора или определения (постановления) суда о производстве ОРМ по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
При отсутствии возможности проведения ОРМ по поручению органа дознания, дознавателя, следователя, указанию прокурора или определению (постановлению) суда в течение трех дней с момента получения соответствующего поручения (указания, определения, постановления) направляется мотивированный ответ за подписью руководителя органа наркоконтроля.
20. Результаты ОРД не представляются в следующих случаях:
при невозможности обеспечения безопасности субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), о штатных негласных сотрудниках органов наркоконтроля, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ.
Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа наркоконтроля в двух экземплярах (приложение 5). Первый экземпляр приобщается к материалам дела оперативного учета, второй направляется органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд.
21. Постановление о непредставлении результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть включает в себя наименование документа, место и дату его вынесения, фамилию, инициалы, должность и специальное звание руководителя органа наркоконтроля.
В описательной части постановления указывается: дата и номер поручения (указания, определения, постановления), в связи с которым должны были быть предоставлены результаты ОРД; должность, фамилия, инициалы должностного лица, направившего поручение (указание, определение, постановление); перечень результатов ОРД, которые не представляются; основания непредставления указанных результатов ОРД.
Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на статьи 11 и 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
------------------------------
* Далее - руководитель органа наркоконтроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.