Введение
Настоящий стандарт образования профессиональных бухгалтеров России разработан на базе Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров (МСО - IES), утвержденных Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ - IFAC) в 2003-2004 гг., а также с учетом соответствующих национальных нормативных актов, регулирующих процесс образования в Российской Федерации.
Стандарт образования устанавливает единые требования к начальному уровню образования кандидатов, желающих стать профессиональными бухгалтерами, их предквалификационному профессиональному образованию, а также к непрерывному профессиональному развитию действительных членов Института профессиональных бухгалтеров России (членов саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров).
Цель профессионального образования - заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры.
Профессиональные знания - это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтер.
Профессиональные навыки - это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.
Бухгалтерская профессия играет большую роль в обществе. Мир меняется в сторону глобализации экономических рынков, инвестиционные границы расширяются. Профессиональный бухгалтер должен обладать широтой мышления, чтобы понимать основы современного бизнеса.
Коммерческие и иные организации сталкиваются со все более комплексными и сложными операциями. Управление рисками становится все более важной задачей. Информационные технологии ускоренно развиваются, в жизнь бухгалтеров вошел Интернет и другие новые технологии. Торговля и коммерческая деятельность приобретают все более широкий международный характер. Приватизация стала одним из важнейших путей развития во многих странах. Правовая деятельность, определяющая профессиональную ответственность, становится все более обычной практикой.
В этих условиях возросла потребность в том, чтобы профессиональный бухгалтер был не просто счетоводом, а экспертом с прекрасными навыками общения и способностями удовлетворить информационные потребности новой экономики. В дополнение к специальным бухгалтерским знаниям и навыкам профессиональный бухгалтер должен иметь навыки, которые позволят ему, при необходимости, быть бизнес-консультантом, финансовым аналитиком, менеджером, участвовать в переговорах, осуществлять связи с общественностью. В тоже время честность, объективность, готовность работать являются основными качествами профессиональных бухгалтеров. Профессиональные ценности и этика также включаются в понятие "профессиональный бухгалтер".
Программы бухгалтерского образования и практического опыта должны постоянно обновляться.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобренной приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180) предусмотрена переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и формирование навыков применения их на практике, обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов Международным стандартам образования (МСО) (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации), разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России включает требования всех семи нижеперечисленных международных стандартов образования МФБ с учетом особенностей отечественного законодательства и других норм правового обеспечения образования в России:
Требования к начальному уровню образования кандидатов в профессиональные бухгалтеры.
1. Содержание программ образования профессиональных бухгалтеров.
2. Профессиональные навыки.
3. Профессиональные ценности, этика и этические отношения.
4. Требования по практическому опыту.
5. Оценка профессиональных возможностей и компетентности.
6. Система повышения квалификации.
1. Требования к начальному уровню образования кандидатов в профессиональные бухгалтеры
1.1. Данный раздел стандарта содержит начальные требования к программам по образованию и практическому опыту профессиональных бухгалтеров.
1.2. Цель данного раздела стандарта описать уровень образования, которым должны обладать кандидаты, желающие стать профессиональными бухгалтерами. Этот начальный уровень образования даст реальную возможность кандидатам успешно учиться, приобрести практический опыт и пройти квалификационные экзамены.
1.3. Качество профессии может поддерживаться и улучшаться лишь в том случае, если при вступлении в профессиональное объединение кандидат удовлетворяет определенным требованиям и критериям. Профессиональные объединения заинтересованы в привлечении лучших кандидатов для обучения на профессионального бухгалтера. Качество профессии однозначно зависит от степени подготовки кандидатов. Начальные требования являются первым шагом в этом процессе. Чем более высоким уровнем подготовки обладает кандидат, тем быстрее он сможет достичь уровня, который предъявляется к профессиональному образованию и практическому опыту профессиональных бухгалтеров.
1.4. Начальный уровень может быть разным. Многие программы начинаются после получения кандидатом диплома о высшем образовании. Другие программы могут стартовать после окончания среднего специального образования или на некоторой ступени высшего образования (неполное высшее образование). Многие программы организуются профессиональными объединениями, а не университетами или институтами. Некоторые программы признают практический опыт, а также позволяют проходить обучение без отрыва от работы, сочетая учебу и профессиональную карьеру. Какой бы путь ни был выбран, начальные требования должны сочетаться со всей программой подготовки профессиональных бухгалтеров.
С какой бы точки кандидат ни начал свою подготовку (даже, если подготовка начата после окончания среднего специального образования), он в любом случае должен достичь уровня компетентности, необходимого для получения статуса профессионального бухгалтера. Начальный уровень должен быть достаточным для того, чтобы гарантировать успешность прохождения подготовки.
1.5. Начальными требованиями к кандидату на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера в России являются:
а) наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, полученного в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, либо документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании;
б) наличие стажа работы не менее трех лет, а для лиц с высшим неэкономическим и средним специальным - не менее пяти лет в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета, а также консультантов и преподавателей по бухгалтерскому учету.
1.6. Кандидаты, приступающие к обучению по программам образования профессиональных бухгалтеров, должны иметь определенный набор знаний, навыков, профессиональных ценностей, этики, что будет определять начальный уровень образования кандидатов. Чем ниже начальный уровень образования кандидата, тем более обширной должна стать программа его предквалификационного образования.
1.7. Предквалификационное образование кандидата на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера по продолжительности и интенсивности должно быть достаточным, чтобы позволить кандидатам приобрести профессиональные знания, которые требуются для сдачи квалификационного экзамена.
2. Содержание программ предквалификационного образования кандидатов в профессиональные бухгалтеры
2.1. Настоящий раздел стандарта описывает содержание программ предквалификационного образования профессиональных бухгалтеров. Обучаясь по этим программам, кандидаты могут приобрести знания, необходимые для сдачи квалификационных экзаменов с целью аттестации и получения квалификации профессионального бухгалтера в саморегулируемом профессиональном объединении бухгалтеров.
2.2. Цель данного раздела стандарта состоит в том, чтобы кандидат имел достаточные знания для получения статуса профессионального бухгалтера в условиях сложной экономической обстановки.
2.3. Сумма знаний, которая требуется компетентному бухгалтеру, постоянно изменяется и расширяется. Кроме того, профессиональные бухгалтеры могут менять свою специализацию на протяжении профессиональной карьеры. Поэтому настоящий раздел стандарта устанавливает лишь направления знаний при условии, что знания будут постоянно обновляться.
2.4. Можно выделить три компонента необходимого бухгалтерского образования:
- бухгалтерский учет, финансы и связанные с ними области знаний;
- организационные и управленческие знания бизнеса;
- информационные технологии.
Компоненты профессиональных знаний дополняются непрофессиональными знаниями и навыками, получаемыми на основе общего образования: интеллектуальными, личностными, межличностными навыками общения, организационными, управленческими навыками.
Образовательный уровень бухгалтера может быть получен на начальном этапе в ВУЗах. Затем он должен быть дополнен профессиональным образованием в саморегулируемых профессиональных объединениях. Сочетание общего образования, бухгалтерских дисциплин и практического опыта должно быть обеспечено в рамках программ обучения.
2.5. Бухгалтерский учет, финансы и связанные с ними разделы программы составляют основу, которая является существенным элементом успеха будущей карьеры профессионального бухгалтера. Набор дисциплин может меняться в зависимости от сектора или места работы. Учебные планы по бухгалтерскому учету должны регулярно пересматриваться вследствие быстрых изменений в экономике. В них постоянно должны включаются новые актуальные темы. Саморегулируемые профессиональные объединения могут включать свои собственные темы в учебные планы или изменять соотношение тем в соответствии со своими условиями.
2.6. Организационные и управленческие знания обеспечивают овладение сущностью бизнеса. Широкие знания в области бизнеса, государственных и некоммерческих организаций чрезвычайно важны для профессиональных бухгалтеров. Они раскрывают внутренние процессы функционирования и управления бизнесом.
2.7. Информационные технологии преобразуют роль профессионального бухгалтера. Профессиональный бухгалтер не только использует информационные системы и соответствующие навыки, но также играет важную роль в оценке и управлении такими системами.
2.8. Предметы, которые перечислены ниже, представляют минимальный набор учебных курсов, необходимых профессиональному бухгалтеру.
2.9. Бухгалтерский учет, финансы и связанные с ними области знаний включают следующие предметы:
- Бухгалтерский учет и финансовая отчетность;
- Управленческий учет;
- Финансы, финансовый менеджмент и анализ;
- Налогообложение;
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности;
- Аудит;
- Профессиональные ценности и этика.
2.10. Компонент организационных и управленческих знаний бизнеса включает следующие области:
- Экономика (макро- и микроэкономика);
- Экономика и организация коммерческих организаций;
- Корпоративное управление;
- Бизнес-среда;
- Финансовые рынки;
- Количественные методы и статистика хозяйственной деятельности;
- Деловое общение;
- Менеджмент;
- Маркетинг;
- Мировая экономика и международная коммерческая деятельность.
2.11. Компонент информационных технологий должен включать следующие области знаний:
общие знания в области информационных технологий; использование информационных технологий в процессе образования и контроля знаний; контроль и защита информации в компьютерных управляющих системах; управление информационными системами.
Знания в области информационных технологий приобретаются претендентами в основном в высшей школе, но при их недостаточности могут быть приобретены и другими путями, например, с помощью отдельных курсов в саморегулируемом профессиональном объединении бухгалтеров.
2.12. Предквалификационное обучение проводится по Программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров в учебно-методических центрах, аккредитованных при саморегулируемом профессиональном объединении бухгалтеров.
Программы и процедура квалификационных экзаменов разрабатывается саморегулируемым профессиональным объединением бухгалтеров.
2.13. Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, по которой проводятся занятия в УМЦ, предусматривают обязательное углубленное изучение 1-ого компонента бухгалтерского образования, т.е. следующих дисциплин:
- бухгалтерский учет и финансовая отчетность;
- управленческий учет;
- финансы, финансовый менеджмент и анализ;
- налогообложение;
- правовое регулирование хозяйственной деятельности;
- аудит;
- профессиональные ценности и этика.
Эти дисциплины составляют ядро бухгалтерского образования, являются продвинутыми курсами вузовского экономического образования и, в основном, соответствуют уровню знаний магистерской подготовки по направлению "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров предусматривает знания также 2-ого компонента "Организационные и управленческие знания" и 3-го компонента "Информационные технологии", уровень знаний по которым считается достаточным в рамках вузовского образования.
2.14. Предквалификационное образование может быть организовано в следующих формах:
- очная форма обучения с отрывом от производства;
- очная форма обучения без отрыва от производства;
- очно-заочная форма обучения без отрыва от производства;
- дистанционная форма обучения.
2.15. Продолжительность обучения определяется в зависимости от формы обучения и уровня начальной подготовки кандидатов на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Например, кандидаты, имеющие высшее образование, должны пройти обязательную предквалификационную подготовку не менее 240 учебных часов плюс дополнительную подготовку по дисциплинам 1,2 и 3-ого компонентов, не предусмотренных в дипломах о высшем образовании этих кандидатов.
Набор дисциплин и размер дополнительной подготовки определяется саморегулируемым профессиональным объединением, которое и организует эту подготовку через УМЦ.
3. Профессиональные навыки
3.1 Настоящий раздел стандарта описывает набор навыков, которые необходимы кандидатам для получения квалификации в качестве профессионального бухгалтера. Одна из целей данного раздела состоит в том, чтобы показать, какими способами может быть получено общее образование, способствующее развитию профессиональных навыков.
3.2 Цель данного раздела стандарта состоит в том, чтобы обеспечить кандидатов необходимым набором профессиональных навыков, которые необходимы для получения статуса профессионального бухгалтера.
3.3. Важной составляющей программ образования профессиональных бухгалтеров является развитие навыков.
Постоянно возрастают требования, предъявляемые работодателями, клиентами, обществом к профессиональным бухгалтерам, что ведет, в свою очередь, к росту значения профессиональных навыков.
Соответствующие навыки необходимы профессиональным бухгалтерам, чтобы успешно использовать свои знания, полученные в ходе общего образования. Эти навыки не всегда включены в специальные курсы, они могут быть получены в результате совокупного эффекта профессионального образования, а также практического опыта и продолжения обучения на протяжении всей профессиональной карьеры. Профессиональные навыки наиболее успешно могут применяться только в сочетании с этическими нормами профессиональных бухгалтеров.
3.4. Обладание соответствующими навыками дает профессиональным бухгалтерам преимущества на рынке труда, которые можно использовать на протяжении всей профессиональной карьеры. Однако не все из них могут быть полностью развиты на момент квалификации. В этом случае акцент переносится на продолжение профессионального образования. Эти навыки не всегда включены в специальные курсы, они могут быть получены в результате совокупного эффекта профессионального образования, а также практического опыта и продолжения обучения на протяжении всей профессиональной карьеры.
3.5. Крепкий фундамент общего образования является необходимым условием широкого мышления кандидата, продолжающего свое образование, обладающего логическим мышлением и навыками критического анализа. Этот фундамент позволит кандидатам решать глобальные задачи, взаимодействовать с разными слоями общества, мыслить масштабно, а также будет способствовать их профессиональному росту. Приобретение таких навыков даже более важно, чем сам предмет, которому учат.
3.6. Для того чтобы стать профессиональным бухгалтером, кандидат должен приобрести следующие навыки:
- интеллектуальные;
- специальные и функциональные;
- личностные;
- межличностные и коммуникативные;
- организационные и управленческие.
3.7. Интеллектуальные навыки позволяют профессиональным бухгалтерам принимать верные решения в сложных ситуациях. Они включают следующее:
а) возможность понимать, выделять, удерживать и организовывать информацию, полученную от других людей, в печатном и электронном виде;
б) способность изучать, исследовать, логически и аналитически мыслить, способность рассуждать, аргументировать, анализировать;
в) возможность определять и решать неструктурированные проблемы, которые могут отличаться от привычных, знакомых условий.
3.8. Специальные и функциональные навыки имеют общий характер и определенную бухгалтерскую специфику. Они включают следующие навыки:
а) способность использовать математические и статистические методы, а также информационные технологии;
б) моделировать решения и анализировать риски;
в) составлять разные виды отчетности;
г) использовать методы сравнения с правовыми и регулирующими требованиями.
3.9. Личностные навыки характеризуют отношения и поведение профессионального бухгалтера. Индивидуальное обучение помогает развивать эти навыки. К ним относятся:
а) самообладание;
б) инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
в) способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
г) способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
д) способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
е) профессиональный скептицизм.
3.10. Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Этот компонент включает:
а) работу с другими людьми в процессе консультаций, способность находить компромиссы и улаживать конфликты;
б) работу в команде;
в) взаимодействие с людьми другого интеллектуального и культурного слоя;
г) способность принимать адаптивные (положительные и отрицательные) решения и соглашения в трудных ситуациях;
д) способность делать отчеты, презентации, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения в устной и письменной формах;
3.11. Организационные и управленческие навыки приобрели исключительную важность для профессионального бухгалтера. Профессиональные бухгалтеры играют все более важную роль в оперативном управлении организацией. Если первоначально роль бухгалтера сводилась к предоставлению данных, которые затем использовали другие, то сегодня профессиональный бухгалтер стал членом команды, принимающей решения. Это приводит к повышению роли управленческих и организационных аспектов работы профессионального бухгалтера. Профессиональный бухгалтер сегодня нуждается в широком экономическом образовании, ему необходима политическая осведомленность и обладание широким взглядом на окружающий мир.
Организационные и управленческие навыки включают:
а) способность осуществлять стратегическое планирование и управлять проектами;
б) способность управлять персоналом, распределять задания, заинтересовывать персонал в развитии;
в) способность быть лидером коллектива;
г) способность принимать решения.
4. Профессиональные ценности, этика, отношения
4.1. Настоящий раздел стандарта описывает профессиональные ценности и этику, которые должны приобретаться кандидатом в период обучения, предшествующий квалификации.
4.2. Цель данного раздела стандарта - обеспечить кандидатов знаниями профессиональных ценностей и этики, которые необходимы им для получения статуса профессионального бухгалтера.
4.3. Общество предъявляет высокие требования к бухгалтерской профессии. Соблюдение этических принципов, регулирующих членство, является важным для профессиональных бухгалтеров. Профессиональные ценности и этика определяют профессиональных бухгалтеров, как членов профессии, и их деятельность в качестве профессионалов. Саморегулируемое профессиональное объединение несет ответственность за то, что ее члены адекватно понимают принципы профессиональной этики и соблюдают этические нормы.
4.4. Поскольку профессиональные бухгалтеры являются членами команды, принимающей решения, они должны следовать этическим нормам при принятии решений. Они сами должны заботиться о соблюдении и поддержании этических норм в процессе принятия решений.
4.5. Саморегулируемое профессиональное объединение бухгалтеров должно требовать от своих членов, чтобы они придерживались профессиональных ценностей и этики в своей деятельности. Цель данного раздела стандарта состоит в том, чтобы помочь саморегулируемому профессиональному объединению в выполнении этой задачи.
4.6. Профессиональные ценности и этика могут меняться профессиональным объединением в соответствии с условиями его деятельности в рамках концепции образования. Учитывая важность данного предмета, его нельзя оставлять без внимания в рамках основных образовательных программ.
4.7. Преподаватели и профессиональные объединения должны различать обучение кандидатов профессиональным ценностям и этике и развитие этических норм поведения. Обучение этим профессиональным нормам должно начинаться на самой ранней стадии образования профессионального бухгалтера и проходить через всю его профессиональную карьеру.
4.8. Образовательные программы должны показывать этические правила в действии, в применении. Например, можно исследовать примеры этического поведения в условиях корпоративной несостоятельности и мошенничества. Важно, чтобы будущие профессиональные бухгалтеры учились на конкретных примерах.
4.9. Программы образования профессиональных бухгалтеров должны предоставлять бухгалтерам концепцию профессиональных ценностей и этики для принятия профессиональных решений и действий в соответствии с этическими нормами в интересах всего общества и профессии.
4.10. Профессиональные ценности и этика должны содержаться в соответствующем кодексе этики саморегулируемого профессионального объединения, который должен соответствовать Кодексу этики МФБ.
4.11. Масштаб охвата профессиональных ценностей и этики, содержащихся в образовательных программах, должен быть таким, чтобы кандидат мог:
- учитывать интересы общества и чувствовать социальную ответственность;
- повышать свою квалификацию на протяжении всей профессиональной карьеры;
- быть ответственным, надежным, аккуратным, вежливым, уважительным сотрудником;
- соблюдать законы и регулирующие нормы Кодекса этики.
4.12. Программы должны, как минимум, раскрывать:
а) природу этики;
б) различие подходов к этике, основанных на правилах и на принципах;
в) соответствие фундаментальным этическим принципам: честности, объективности, с одной стороны, и конфиденциальности, с другой;
г) профессиональное поведение и соответствие Кодексу этики;
д) концепцию независимости;
е) последствия неэтичного поведения для бухгалтера, профессии и общества в целом;
ж) этику в отношении к бизнесу и управлению;
з) проблемы конфликтов интересов и их разрешение.
4.13. Выделение в особый предмет профессиональных ценностей и этики обусловлено их важностью для будущих профессиональных бухгалтеров.
4.14. Кандидатам необходимо изучать соответствующие кодексы этики и уметь критически их оценивать. Они могут создавать свои собственные принципы доверия и честности, которые применимы к той конкретной отрасли, в которой они работают. Они могут сравнивать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров с кодексами этики других профессий.
4.15. Активное обучение профессиональным ценностям и этике поможет приобрести большую осведомленность в вопросах этики и избежать потенциальных конфликтов.
4.16. Кандидаты должны уметь применять этические правила на практике. Это нужно иметь в виду при составлении программ обучения. Кандидаты в каждой ситуации должны рассматривать, что было сделано правильно, что не работает, какие подходы можно применять при сходных обстоятельствах.
4.17. Профессиональные ценности и этика оказывают влияние на всех без исключения профессиональных бухгалтеров. Соответствующее этическое поведение также важно, как и специальная компетентность. Саморегулирумые профессиональные объединения должны требовать от кандидатов соответствующей подготовки и наличия практического опыта перед их вступлением в члены. Поэтому период перед квалификационными экзаменами должен быть структурирован таким образом, чтобы кандидат смог овладеть знаниями в области этики и приобрести практический опыт в этой области.
4.18. При оценке практического опыта важно сделать акцент на роль профессионального бухгалтера на конкретном рабочем месте. Это может быть достигнуто разбором конкретных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть на данном рабочем месте.
Помимо разбора конфликтной ситуации с преподавателем кандидат может обсудить эту проблему в виде дискуссии или интервью с другими сотрудниками организации.
4.19. Могут возникнуть следующие конфликты интересов:
а) между профессиональными обязанностями бухгалтера, накладываемыми должностью и местом работы, включая политику организации и распоряжения руководства, и обязанностями, накладываемыми профессией (в соответствии с кодексом профессиональной этики);
б) конфиденциальность информации, включая ограничения конфиденциальности;
в) различные ситуации, в которых профессиональные бухгалтеры могут столкнуться с конфликтом интересов, например, при ненадлежащем управлении.
4.20. Проблемы этического характера могут возникать, если есть сомнения и нет однозначного решения этической проблемы. В таком случае необходимо обращаться в профессиональное объединение за консультацией и поиском направления действий.
5. Требования по практическому опыту
5.1. Цель данного раздела стандарта состоит в том, чтобы описать требования по практическому опыту, которые саморегулируемое профессиональное объединение должно предъявлять к кандидатам перед их квалификацией для получения статуса профессионального бухгалтера.
5.2. На момент квалификации кандидаты должны иметь достаточный практический опыт, который позволит сдать квалификационные экзамены, получить аттестат, а также успешно работать в качестве профессиональных бухгалтеров.
5.3. После получения аттестата профессиональному бухгалтеру может потребоваться повышение профессиональной компетентности в специфической области и он может получить другую специализацию.
5.4. Практический опыт, полученный во время выполнения бухгалтером своих обязанностей, в дополнение к приобретенным по специальным бухгалтерским программам знаниям необходимы кандидатам для получения ими статуса профессионального бухгалтера. В разделе 1 Стандарта (в п.1.5) определено, что кандидат должен иметь стаж работы не менее трех (пяти) лет в зависимости от начального уровня образования в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета, а также консультантов и преподавателей по бухгалтерскому учету. Практический опыт может быть приобретен также в форме стажировки (практики) на этих должностях под руководством опытного наставника, как правило, профессионального бухгалтера.
5.5. Работодатели, коллеги по работе, наставники играют большую роль при планировании и мониторинге практического опыта, приобретаемого кандидатом.
5.6. Период приобретения практического опыта должен быть частью предквалификационной программы кандидата в профессиональные бухгалтеры. Этот период должен быть достаточно долгим, а работа - достаточно интенсивной, чтобы позволить кандидатам продемонстрировать полученные профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональные ценности и этику.
5.7. Конечная цель состоит в подготовке компетентных профессиональных бухгалтеров посредством наиболее эффективного сочетания общего образования, профессионального бухгалтерского образования и практического опыта.
5.8. Практический опыт может быть получен до начала программы обучения, либо одновременно с прохождением обучения. Практический опыт может быть приобретен кандидатом на бухгалтерской должности, либо на практике.
5.9. Практический опыт, приобретаемый в профессиональной среде, позволяет кандидату:
а) улучшить свое понимание функционирования бизнеса, организаций, реальных рабочих отношений;
б) выполнять соответствующие бухгалтерские функции, а также участвовать в смежной деятельности;
в) познакомиться с реальной средой, в которой оказываются услуги;
г) развить соответствующие профессиональные ценности и этику на практике, в реальных жизненных ситуациях;
д) повысить уровень ответственности за выполняемую работу.
5.10. Саморегулируемое профессиональное объединение должно гарантировать, что практический опыт, приобретенный кандидатом, является достаточным. Практическая подготовка к квалификации в качестве профессионального бухгалтера может проходить под руководством опытного наставника, который является членом профессиональной организации. Для того чтобы программы по приобретению практического опыта были эффективными, необходимо всем заинтересованным сторонам (профессиональное объединение, кандидат, наставники и работодатели) работать совместно.
6. Оценка профессиональных возможностей и компетентности
6.1. Настоящий раздел стандарта описывает требования к финальной оценке профессиональных возможностей и компетентности кандидатов перед сдачей квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера.
6.2. Финальная оценка возможностей и компетентности обычно является дополнением к чисто ВУЗовской квалификации и превышает этот уровень квалификации.
6.3. Кандидату необходимо продемонстрировать:
- знание вопросов специальных предметов, входящих в программу;
- умение применять знания практически, умение анализировать;
- умение выбрать из разных предметов знания, которые требуются для решения комплексных проблем;
- умение решать практические проблемы путем выделения из базы данных существенной информации;
- умение выделять проблемы и ранжировать их для решения;
- понимание, что существуют альтернативные решения, умение критически их оценивать;
- умение интегрировать разные области знаний и навыков;
- умение решать этические проблемы;
- владение русским языком и умение грамотно выражать свои мысли как письменно, так и устно.
6.4. Профессиональные возможности и компетентность кандидатов после сдачи квалификационных экзаменов должны быть официально оценены в соответствии с критериями оценки, разработанными саморегулируемой профессиональной организацией бухгалтеров.
6.5. Требования к финальной оценке профессиональных возможностей и компетентности:
- значительная часть заданий на квалификационном экзамене должны проводиться в письменной форме;
- удельный вес оценки за письменный экзамен в финальной оценке должен составлять не менее 50%;
- оценка должна быть надежной и обоснованной;
- для максимальной объективности оценка должна охватывать существенную часть всего спектра профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики.
6.6. Проведение финальной оценки профессиональных знаний и компетентности претендента преследует несколько целей:
Во-первых, саморегулируемые профессиональные объединения должны гарантировать, что профессиональные бухгалтеры обладают знаниями и компетентностью, которых ожидают от них работодатели, клиенты и общество.
Во-вторых, профессиональному бухгалтеру, который имеет обязательства перед работодателем, клиентами и обществом, важно продемонстрировать свою способность работать компетентно.
В-третьих, достаточно высокий уровень оценки, который нужно получить на экзамене, способствует возрастанию уровня доверия к профессии.
6.7. Профессиональные возможности и компетентность могут оцениваться в несколько этапов на разных стадиях предквалификационной программы. Однако финальная часть оценки должна быть организована на уровне, максимально приближенном к требованиям оценки для присвоения квалификации. Финальная оценка должна охватывать обширную часть профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, достаточную для демонстрации кандидатом своих возможностей и компетентности для квалификации в качестве профессионального бухгалтера.
6.8. Аттестация как финальная оценка профессиональных знаний и компетентности претендента проводится в форме квалификационных экзаменов, по итогам которых выдается аттестат профессионального бухгалтера.
Квалификационные экзамены оценивают как теоретические знания, так и практическое применение знаний по всем дисциплинам, составляющим содержание квалификационного экзамена.
6.9. Квалификационные экзамены проводятся экзаменационными комиссиями, утверждаемыми саморегулируемым профессиональным объединением.
6.10. Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи квалификационных экзаменов вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в установленном профессиональным объединением порядке.
7. Система повышения квалификации
7.1. Настоящий раздел стандарта исходит из того, что основная обязанность каждого профессионального бухгалтера состоит в том, чтобы развивать и поддерживать профессиональную компетентность, необходимую для обеспечения высококачественных услуг клиентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам. Непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться профессиональными бухгалтерами как неотъемлемая часть постоянного членства в профессиональных объединениях.
7.2 Настоящий раздел стандарта рассматривает непрерывное профессиональное развитие в качестве одного из инструментов, с помощью которого профессиональное объединение может контролировать постоянное соблюдение индивидуальными членами обязанностей, касающихся поддержания компетентности на высоком уровне.
7.3. Профессия профессионального бухгалтера динамична. Ему приходится действовать в постоянно меняющейся обстановке. Последовательное обучение на протяжении всей профессиональной карьеры является более существенным, чем любое, даже самое полное, знание, полученное единовременно.
Чтобы поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, отвечающем современным требованиям науки, хозяйственной практики и законодательства, профессиональный бухгалтер должен в течение всей своей карьеры заниматься непрерывным профессиональным образованием (повышением квалификации).
7.4. Само по себе непрерывное профессиональное развитие не гарантирует, что все члены будут всегда оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Кроме того, нет гарантии, что каждый прошедший программы повышения квалификации, получит все преимущества, которые эти программы могут предоставить. Это зависит от индивидуальных качеств человека и способности обучаться. Тем не менее, очевидно, что профессиональные бухгалтеры, которые не обновляют свои специальные и общие знания, относящиеся к их работе, не смогут компетентно оказывать услуги. Поэтому, несмотря на определенные ограничения, присущие любой программе непрерывного профессионального развития, программа является необходимой для поддержания общественного доверия к профессии.
7.5. Организация непрерывного профессионального образования находится в ведении саморегулируемого профессионального объединения бухгалтеров, которое должно своим членам:
а) разъяснять необходимость постоянного совершенствования компетентности, а также участия в непрерывном профессиональном образовании;
б) рекомендовать различные формы непрерывной образовательной деятельности: обучение по программам повышения квалификации, разработанными и утвержденными саморегулируемыми объединениями; защита докторской (кандидатской) диссертации по дисциплинам, включенным в Программы предквалификационного образования; публикация монографий, статей, учебников и учебных пособий по основным дисциплинам Программ; участие в разработке нормативных документов для различных уровней управления и регулирования профессиональной бухгалтерской деятельности; стажировка и т.п.;
в) устанавливать минимальную продолжительность или иные способы подтверждения непрерывного профессионального образования;
г) создавать условия для непрерывного профессионального образования для своих членов;
д) обеспечивать контроль за качеством обучения по программам повышения квалификации;
е) применять санкции к членам в случае невыполнения ими обязанности непрерывного повышения квалификации.
7.6. Обязательной структурированной формой непрерывного образования является повышение квалификации по программам спецкурсов, перечень и содержание которых разрабатываются саморегулируемым профессиональным объединением бухгалтеров. Обучение может проходить в очной, очно-заочной и дистанционной формах с обязательной сдачей зачета (тестирования).
Профессиональный бухгалтер после получение квалификационного аттестата обязан ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.
В течение 5-илетнего периода профессиональный бухгалтер должен прослушать, как минимум 200 учебных часов, причем не менее 40 учебных часов в течение каждого года.
7.7. Другими структурированными формами повышения квалификации, которые саморегулируемое профессиональное объединение может засчитывать в минимальный срок непрерывного образования профессионального бухгалтера, являются:
- участие в качестве выступающего в конференциях, семинарах, конгрессах;
- публикация монографий, учебников, учебных пособий, статей.
7.8. Каждый профессиональный бухгалтер, имеющий квалификационный аттестат, кроме структурированной переподготовки должен систематически повышать свою квалификацию дополнительно к аудиторным учебным часам путем:
а) изучения законов, правил (стандартов), инструкций и других нормативных актов, вносимых в них дополнений и изменений;
б) изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения бухгалтерского учета, анализа и аудита;
в) участия в семинарах, конференциях, симпозиумах;
г) участия в работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных курсов по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту и др.;
д) повышения компьютерной грамотности, используя современные технологии ведения бухгалтерского учета, информационных систем, профильных информационных сайтов в сети Интернет.
7.9. Непрерывное обучение по программам повышения квалификации, могут осуществлять только аккредитованные при саморегулируемом профессиональном объединении учебно-методические центры.
7.10. По итогам выполнения программы повышения квалификации учебно-методический центр выдает профессиональным бухгалтерам сертификат установленного образца.
7.11. Профессиональный бухгалтер путем подачи документов о прохождении обязательного ежегодного курса повышения квалификации отчитывается о повышении квалификации перед своим саморегулируемым объединением, членом которого он является.
7.12. Система непрерывного образования должна функционировать эффективно. В интересах общества профессиональное объединение обязано накладывать санкции на профессиональных бухгалтеров, которые сознательно не выполняют требования по повышению квалификации. Саморегулируемые профессиональные объединения должны определить санкции за это нарушение. Профессиональные объединения имеют право исключать профессиональных бухгалтеров, не соблюдающих требований их организаций, или приостанавливать право работать в качестве профессиональных бухгалтеров. Публикация имен профессиональных бухгалтеров, которые не соблюдают требований профессионального объединения, - это один из способов воздействия на членов.
7.13. Профессиональное объединение вправе также:
а) проводить выборочную проверку профессиональных бухгалтеров на соответствие требованиям программ непрерывного образования;
б) включать в программу проверок оценку и анализ учебных планов или программ повышения квалификации.
7.14. Меры, которые профессиональное объединение предпринимает в отношении профессиональных бухгалтеров, не повышающих квалификации, должны начинаться с предоставления разумного срока для исправления ситуации. Необходимо строго соблюдать баланс между нарушением (отсрочка или отказ от соблюдения требований) и степенью наказания.
7.15. Если в течение очередных пяти лет профессиональный бухгалтер без уважительной причины не повышал профессиональную квалификацию и исчерпаны все меры предупреждения и наказания, саморегулируемое объединение может принять решение об исключении данного члена из реестра профессиональных бухгалтеров.
Перечень
основных терминов и определений, используемых в стандарте
Аттестация
Процедура определения соответствия кандидата уровню профессионального образования, профессионального опыта, профессиональных ценностей и этики, установленному саморегулируемым профессиональным объединением для профессионального бухгалтера.
Высшее образование
Образование, которое получают после средней школы, обычно в университете, академии, институте.
Изучение
Широкий спектр процессов, направленных на приобретение знаний и развитие индивидуальных способностей.
Информационные технологии
Компьютеры и программное обеспечение, информационные системы управления и процессы управления, человеческие ресурсы и навыки, требуемые для применения этих продуктов и процессов для информационных продуктов и информационных систем развития, управления и контроля.
Кандидат
Любой человек, который проходит процедуру аттестации на профессионального бухгалтера через оценку его компетентности.
Квалификационный экзамен
Процедура финальной оценки знаний обучаемого на основе уровня требований, определяемых саморегулируемым профессиональным объединением на основе Стандарта образования профессиональных бухгалтеров России.
Квалификация профессионального бухгалтера
Квалификация профессионального бухгалтера означает, что с данного момента времени бухгалтер отвечает требованиям, необходимым для получения статуса профессионального бухгалтера и принят в члены саморегулируемого профессионального объединения.
Компетентность
Способность выполнить работу в соответствии с определенными стандартами в реальной рабочей обстановке.
Требования к начальному уровню образования кандидатов в профессиональные бухгалтеры
Уровень образования и практического опыта, которым должен обладать кандидат, желающий стать профессиональным бухгалтером.
Система повышения квалификации
Постквалификационное образование и поддержание профессиональной компетентности.
Образование
Систематический процесс, целью которого является развитие знаний, навыков и других способностей человека. Включает обучение, характеризуется структурированностью.
Обучаемый
Лицо, проходящее предквалификационное обучение и приобретающее профессиональный опыт.
Обучение
Предквалификационное или постквалификационное образование, имеющее целью повысить уровень компетентности бухгалтера.
Оценка
Способы определения профессиональной компетентности на основе квалификационных экзаменов.
Постквалификационный период
Период после квалификации (сдачи квалификационного экзамена) и получения аттестата профессионального бухгалтера в качестве члена саморегулируемого профессионального объединения бухгалтеров.
Практический опыт (или профессиональный опыт)
Опыт работы, который получен обучаемым в области бухгалтерского учета, необходимый для профессионального бухгалтера.
Предквалификационный период
Период перед получением квалификации профессионального бухгалтера и получением аттестата и регистрации в качестве члена саморегулируемого профессионального объединения бухгалтеров.
Профессиональное бухгалтерское образование
Образование, необходимое для получения квалификации профессионального бухгалтера. Оно может быть получено как в ВУЗе, так и в профессиональной бухгалтерской организации.
Профессиональные знания
Совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые вместе составляют существенную основу знаний профессионального бухгалтер.
Профессиональные навыки
Различного вида умения, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в процессе своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.
Профессиональные ценности и этика
Это - профессиональное поведение, которое характеризует и определяет профессионального бухгалтера как члена профессии. Оно включает принципы поведения (т.е. этические принципы), которые составляют основу и определяющую характеристику профессионального поведения.
Профессиональный бухгалтер
Бухгалтер, являющийся членом саморегулируемого профессионального объединения, сдавший квалификационный экзамен и имеющий квалификационный аттестат.
Развитие
1. Приобретение способностей, которые входят в компетентность.
2. Процесс, в ходе которого приобретаются способности.
Саморегулируемое объединение бухгалтеров
Профессиональным объединением бухгалтеров признается негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве и объединяющая юридических и физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Специализация
Формальное признание самогегулируемой# профессиональной организацией факта, что группа его членов, обладает особой компетентностью в области или областях деятельности в качестве профессионального бухгалтера.
Способности
Свойства, которые необходимы профессионалу, чтобы проявить профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональные ценности и этику, требуемые для подтверждения компетентности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливаются единые требования к начальному уровню образования кандидатов, желающих стать профессиональными бухгалтерами, их предквалификационному профессиональному образованию, а также к непрерывному профессиональному развитию действительных членов Института профессиональных бухгалтеров России (членов саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров).
Целю профессионального образования является заложение основы профессиональных знаний, навыков, ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры.
Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России включает требования международных стандартов образования МФБ с учетом особенностей отечественного законодательства и других норм правового обеспечения образования в России.
Разделы стандарта содержат начальные требования к программам по образованию и практическому опыту профессиональных бухгалтеров, содержание программ предквалификационного образования, описание набора навыков, которые необходимы кандидатам для получения квалификации в качестве профессионального бухгалтера, профессиональных ценностей и этики, которые должны приобретаться кандидатом в период обучения, предшествующий квалификации, требований к финальной оценке профессиональных возможностей и компетентности кандидатов перед сдачей квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера.
Также приводится перечень основных терминов и определений, используемых в стандарте.
Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России (утв. на заседании Совета по профессиональному образованию Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол N 02/05 от 22 сентября 2005 г.))
Текст стандарта размещен на сайте Института профессиональных бухгалтеров России в Internet (http://www.ipbr.ru)