Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 1964/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 11.07.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 16.08.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14428/05-А-СРН и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы - Ливанова О.Р.;
от общества с ограниченной ответственностью "АТЭК" Воинов В.В., Киселев Д.Ю., Трофимова Е.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АТЭК" (далее - общество "АТЭК", общество, экспортер) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы (далее - инспекция) от 21.03.2005 N 10-87 в части отказа в возмещении 5 691 011 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом организациям-перевозчикам при расчетах за оказанные услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых нефтепродуктов и отнесенного к налоговым вычетам в декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2005 заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 10.11.2005 оставил названные судебные акты без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права, существенное нарушение публичных интересов.
В отзыве на заявление общество "АТЭК" просит оставить судебные акты без изменения как принятые в соответствии с законодательством на основе правильно установленных фактических обстоятельств.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части, касающейся возмещения, 5 248 383 рублей налога на добавленную стоимость, по следующим основаниям.
Обществу "АТЭК" в соответствии с заключенными договорами были оказаны услуги по транспортировке нефти на экспорт открытым акционерным обществом "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов" (договор от 26.12.2003 N 04-2-03), открытым акционерным обществом "Уралтранснефтепродукт" (договор от 01.01.2004 N 22-09/04-006), открытым акционерным обществом "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" (договор от 10.12.2003 N БКП/С/2-1/1/126/04ДАВ), открытым акционерным обществом "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" (договор от 10.12.2003 N БКП/С/2-1/2/178/04/ДАВ). Расчет с указанными организациями произведен на основании счетов-фактур, в которых был предусмотрен налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
Общество "АТЭК" 20.12.2004 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года и документы в обоснование своего права на возмещение из федерального бюджета 5 691 011 рублей данного налога по экспортным операциям.
По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 21.03.2005 N 10-87 об отказе обществу в возмещении 5 248 383 рублей налога, уплаченного перевозчикам, в связи с неправомерным включением этой суммы в состав налоговых вычетов, а также 442 628 рублей налога по товарам, отгруженным иностранному лицу на территории США, в отношении которого имеется информация Службы внутренних доходов США об отсутствии федерального идентификационного номера налогоплательщика и о непредставлении им налоговой отчетности.
Инспекция мотивировала свое решение тем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, и распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров. Таким образом, перевозчики не вправе были включать в цену своих услуг налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер - заявлять налог по такой ставке к вычету.
Удовлетворяя требования ООО "АТЭК", суды исходили из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 Кодекса, в соответствии с которым этот налог подлежит возмещению на основании отдельной налоговой декларации и документов, определенных статьей 165 Кодекса. Все условия, приведенные в статье 165 Кодекса, обществом выполнены. Факты оказания перевозчиками услуг по транспортировке нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты обществом на основании выставленных перевозчиками счетов-фактур, предусматривающих налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, материалами дела подтверждены и инспекцией не оспариваются. Кроме того, суды отметили, что перевозчики, указавшие в счетах-фактурах и получившие от экспортера суммы налога на добавленную стоимость, обязаны были уплатить их в бюджет, то с учетом баланса частных и публичных интересов это позволяет экспортеру заявить общую сумму этого налога к возмещению. Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции сослался на пункт 5 статьи 173 Кодекса, в соответствии с которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Однако суды не учли следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, устанавливающим порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168, 169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость - 0 процентов.
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Поэтому уплата экспортером налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов открытым акционерным обществам "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов", "Уралтранснефтепродукт", "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" (перевозчикам) при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке нефти на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
К тому же выводы судов о правомерности предъявления перевозчиками экспортеру нефти к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов противоречат принципу равенства налогообложения, так как допускают возможность различного применения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации услуг для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом в соответствии с главой 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость".
Следовательно, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса, а выводы судов в этой части не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты препятствуют формированию единообразной судебной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Выводы судов в части признания недействительным решения инспекции об отказе в возмещении 442628 рублей налога на добавленную стоимость по экспортной операции являются обоснованными, и судебные акты в этой части подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 11.07.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 16.08.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14428/05-А-СРН и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2005 по тому же делу в части удовлетворения заявленного обществом с ограниченной ответственностью "АТЭК" требования о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы от 21.03.2005 N 10-87 об отказе в возмещении 5 248 383 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного перевозчикам при расчетах за оказанные ими услуги по транспортировке экспортируемых нефтепродуктов и отнесенного обществом к налоговым вычетам в декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года, отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "АТЭК" в удовлетворении указанного требования отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган оспорил состоявшиеся судебные акты, на основании которых было признано право налогоплательщика на возмещение экспортного НДС. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ поддержал позицию налогового органа, признав, что нижестоящие инстанции неправильно применили положения налогового законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Отмечено, что п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, устанавливающим порядок обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории РФ, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно ст.ст. 168, 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов. Таким образом, налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством ставку налога. Поэтому уплата экспортером НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товара на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах. К тому же выводы судов о правомерности предъявления перевозчиками экспортеру к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг НДС по ставке 18 процентов противоречат принципу равенства налогообложения, так как допускают возможность различного применения п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории РФ услуг для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом в соответствии с гл. 21 НК РФ. Следовательно, НК РФ исключает заявление к вычету НДС, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 НК РФ.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 1964/06
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 9