Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 15904/05
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление судебного пристава-исполнителя Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 10.06.2005 по делу N А23-823/05А-1-93 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие:
судебный пристав-исполнитель Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банникова С.Н.;
от Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - Прадун С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения судебного пристава-исполнителя и представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении исполнительного документа - постановления управления от 09.08.2004 N 46/203/109 - о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мега-Х" к административной ответственности в виде штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мега-Х" (далее - общество).
Решением суда первой инстанции от 10.06.2005 заявление удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 12.09.2005 решение оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и в выступлениях присутствующих в заседании судебного пристава-исполнителя и представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, заявленное управлением требование - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Постановлением от 09.08.2004 N 46/203/109 управление привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 21 Закона Московской области от 26.03.2003 N 26/2003-03 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", в виде штрафа.
Управление 25.01.2005 направило постановление для принудительного исполнения в Обнинское городское подразделение службы судебных приставов.
Оспариваемым постановлением от 24.02.2005 судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный документ на основании статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в связи с нарушением управлением трехмесячного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 названного Закона.
Удовлетворяя требование управления, суды первой и кассационной инстанций сослались на статью 2 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
Суды сочли, что в данном случае следует руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающими срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания и определяющими, что постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, приводившим постановление в исполнение, в случае если истек срок давности исполнения этого постановления, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ.
Кроме того, судом кассационной инстанции сделан вывод о неприменимости к возникшим правоотношениям подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.
Эти выводы судов необоснованны.
Закон об исполнительном производстве (статья 1) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств.
Статьей 14 Закона об исполнительном производстве определены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, в частности в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 данной статьи постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Исходя из пункта 1 статьи 9 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и вобудить# исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
В силу статьи 10 названного Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен с нарушением срока его предъявления к исполнению.
В данном случае постановление о привлечении общества к административной ответственности не было обжаловано в судебном порядке, вступило в законную силу. Управление вправе было направить постановление для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. Однако управлением оно было направлено более чем через пять месяцев со дня вынесения без указания на какие-либо обстоятельства, которые препятствовали бы своевременному предъявлению постановления к исполнению.
При таких условиях действия судебного пристава-исполнителя следует признать правомерными и оснований для признания незаконным его постановления от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении взыскателю исполнительного документа не имелось.
Таким образом, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Калужской области от 10.06.2005 по делу N А23-823/05А-1-93 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2005 по тому же делу отменить.
Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Обнинского городского подразделения службы судебных приставов Банниковой С.Н. от 24.02.2005 N 4748-4/2005 о возвращении исполнительного документа отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил судебные акты, в соответствии с которыми постановление судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа было признано незаконным. Президиум не согласился с выводом судов о том, что при принудительном взыскании с общества штрафа за совершение административного правонарушения следует руководствоваться положениями КоАП РФ, устанавливающими срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
Отмечено, что Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств. Статьей 14 Закона об исполнительном производстве определены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, в частности, в соответствии с п.п. 5 п. 1 и п.п. 4 п. 2 указанной статьи постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения. Поскольку уполномоченным органом соответствующее постановление было направлено судебному приставу более чем через пять месяцев со дня его вынесения, следовательно, возвращение исполнительного документа следует признать законным.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 15904/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 9