Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 27 июля 2006 г. N 703
Инструкция о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок (далее - Инструкция) определяет порядок применения статьи 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и статей 6, 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок.
2. Основными принципами, определяющими деятельность должностных лиц таможенных органов при исполнении настоящей Инструкции, являются:
законность;
обоснованность;
целесообразность;
оперативность.
3. Международные запросы, порядок подготовки и исполнения которых регламентирован настоящей Инструкцией, направляются исключительно по вопросам правоохранительной деятельности.
Основанием для подготовки международных запросов является необходимость получения доказательств по делу об административном правонарушении или подтверждающих сведений по материалам оперативных проверок, а также наличие правовой базы сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран и международными правоохранительными организациями.
4. Переписка с таможенными службами иностранных государств и международными правоохранительными организациями ведется по почте. В отдельных случаях допускается передача международного запроса факсимильной связью или электронной почтой с обязательной досылкой по почте.
5. Содействие другим правоохранительным органам Российской Федерации в направлении международных запросов осуществляется на основании наличия правовой базы сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, в которой соответствующие правоохранительные органы Российской Федерации наряду с ФТС России указаны в качестве компетентных органов сторон, уполномоченных осуществлять сотрудничество, либо в рамках подписанных межведомственных договоренностей о соответствующем информационном обмене.
II. Информационное взаимодействие с таможенными службами иностранных государств и международными правоохранительными организациями
6. Обмен международными запросами по вопросам правоохранительной деятельности осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977, межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, протоколом 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства от 24.06.1994, межведомственными договоренностями ФТС России с таможенными службами иностранных государств и международными правоохранительными организациями, и настоящей Инструкцией.
7. Перечень иностранных государств, с которыми по состоянию на 1 июля 2006 года заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, приведен в приложении к настоящей Инструкции.
8. Правом подписи международных запросов, направляемых в адрес таможенных служб иностранных государств и международных правоохранительных организаций, обладают следующие должностные лица ФТС России:
руководитель ФТС России;
заместитель руководителя ФТС России, курирующий вопросы правоохранительной деятельности, либо лицо, его замещающее;
начальник Главного управления по борьбе с контрабандой (далее - ГУБК);
заместитель начальника ГУБК, курирующий международное правоохранительное сотрудничество.
9. Обмен международными запросами осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией:
а) по делам об административных правонарушениях, а также по уголовным делам при наличии поручения следователя (лица, производящего дознание, прокурора) на проведение отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий - через Управление таможенных расследований и дознания (далее - УТРД);
б) по оперативным проверкам - через оперативную таможню и ГУБК. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, - через ГУБК.
10. Правом подписи обращений о направлении международных запросов в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации обладают следующие должностные лица таможенных органов Российской Федерации:
начальник оперативной таможни;
первый заместитель начальника оперативной таможни;
заместитель начальника таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, по правоохранительной деятельности;
заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности.
11. Обмен международными запросами между таможенными службами государств - участников СНГ осуществляется согласно Единому порядку обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденному решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34. При этом в случаях, когда международные запросы в таможенные службы государств - участников СНГ направляются через ФТС России, применяется порядок, установленный настоящей Инструкцией.
Правом подписи международных запросов, направляемых в таможенные службы государств - участников СНГ, обладают должностные лица таможенных органов Российской Федерации, перечисленные в п. 10 раздела II настоящей Инструкции.
12. Представительства ФТС России за рубежом оказывают содействие в исполнении международных запросов, исходящих исключительно от ФТС России, за подписью должностных лиц, перечисленных в п. 8 раздела II настоящей Инструкции. Международные запросы таможенных служб зарубежных стран, поступившие в представительства, исполняются через ГУБК.
III. Требования к подготовке международных запросов по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации
13. Международные запросы в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации направляются по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.21 КоАП России, с учетом требований, предусмотренных пунктами 9 и 10 раздела II настоящей Инструкции.
Не допускается направление международных запросов, не относящихся к правоохранительной деятельности и предмету доказывания по делам.
14. В международном запросе должна быть конкретно указана страна, таможенной службе которой адресуется обращение, либо точное наименование международной правоохранительной организации.
15. Международный запрос должен содержать просьбу предоставить документы или информацию, а не являться поручением на совершение отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства.
16. В международном запросе указываются:
а) дата возбуждения дела;
б) дата совершения правонарушения (обнаружения для длящихся правонарушений);
в) сведения о лице, совершившем правонарушение;
г) описание обстоятельств совершенного правонарушения;
д) квалификация правонарушения;
е) сроки административного расследования (рассмотрения) и давности привлечения лица к административной ответственности;
ж) выполненные на территории Российской Федерации мероприятия по розыску не вывезенного товара и (или) транспортного средства по делу об административном правонарушении, возбужденному по части 1 статьи 16.18 КоАП России;
з) каким образом полученные из таможенной службы иностранного государства документы (информация) повлияют на восполнение либо устранение пробелов или противоречий по делу;
и) принятые на территории Российской Федерации меры по сбору недостающих сведений и устранению противоречий, за получением и разрешением которых направляется международный запрос;
к) аргументированные вопросы.
В международном запросе, по возможности, указываются полные названия контрагентов внешнеторговой сделки (продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), их юридические и фактические адреса, телефоны, факсы. Названия, адреса зарубежных контрагентов и установочные данные на руководителей необходимо указывать на русском и иностранном языках.
К международному запросу обязательно должны быть приложены имеющиеся документы, которые относятся к сделке (копии таможенных деклараций, счетов (инвойсов), транспортных документов, контрактов и т.п.).
При подготовке международных запросов необходимо учитывать особенности работы с отдельными таможенными службами иностранных государств и международными правоохранительными организациями, содержащиеся в методических рекомендациях ФТС России по подготовке международных запросов.
17. Международные запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации направляются таможенными органами через УТРД с одновременным направлением копии международного запроса в соответствующую оперативную таможню. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, - через УТРД.
УТРД в течение 5 рабочих дней принимает решение о целесообразности направления международных запросов в таможенную службу иностранного государства или международную правоохранительную организацию. Срок исполнения международного запроса может быть приостановлен, если для его направления необходимо затребовать из таможенного органа Российской Федерации дополнительные материалы или сведения.
При принятии решения о целесообразности направления международного запроса он направляется в ГУБК, где в течение 7 рабочих дней со дня получения приводится в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводится на иностранный язык и направляется в таможенную службу соответствующего иностранного государства либо в международную правоохранительную организацию.
При принятии решения о нецелесообразности направления международного запроса УТРД возвращает его в таможенный орган с указанием мотивов отказа. Основанием для отказа в направлении международного запроса может являться нарушение требований, установленных настоящей Инструкцией.
18. Ответ таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации поступает в ГУБК, где в течение 7 рабочих дней со дня его поступления переводится на русский язык. Затем копия направленного международного запроса и оригинал ответа таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации с его переводом незамедлительно направляются в таможенный или иной правоохранительный орган, инициировавший международный запрос, с одновременным уведомлением УТРД о факте направления ответа.
19. Таможенные органы, УТРД и ГУБК ведут учет и анализ отправленных международных запросов и полученных на них ответов согласно порядку, определенному ФТС России.
20. Международные запросы о правовой помощи по уголовным делам в соответствии с требованиями ст. 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направляются в компетентные органы зарубежных стран через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
IV. Требования к подготовке международных запросов в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации в связи с проведением оперативных проверок
21. Международные запросы в связи с проведением оперативных проверок в таможенные службы иностранных государств и международные правоохранительные организации направляются таможенными органами Российской Федерации в ГУБК только при наличии заведенных дел оперативного учета или подборок оперативных материалов и с учетом требований, предусмотренных пунктами 9 и 10 раздела II настоящей Инструкции.
Не допускается направление международных запросов, не относящихся к правоохранительной деятельности.
Содействие другим правоохранительным органам Российской Федерации в направлении международных запросов в рамках проводимых ими дознания, предварительного следствия или оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании требований, предусмотренных п. 5 раздела I настоящей Инструкции.
22. При принятии решения о направлении международного запроса в рамках оперативной проверки оперативный сотрудник подготавливает мотивированное заключение с соответствующим грифом секретности, в котором указывает:
основания заведения дела оперативного учета или подборки оперативных материалов;
причину направления международного запроса;
краткое изложение существа дела;
меры по проверке информации;
размер причиненного или предполагаемого материального ущерба;
перечень конкретных действий, выполнение которых запрашивается;
принятые на территории Российской Федерации меры по сбору недостающих сведений;
обоснование невозможности получения необходимой информации на территории Российской Федерации;
перспективы реализации ответа таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации.
К мотивированному заключению в качестве несекретного приложения прикладывается текст международного запроса, в котором по возможности указываются полные названия контрагентов внешнеторговой сделки (продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), их юридические и фактические адреса, телефоны, факсы. Названия и адреса зарубежных контрагентов, установочные данные на руководителей необходимо указывать на русском и иностранном языках.
К международному запросу обязательно должны быть приложены имеющиеся документы, которые относятся к сделке (копии таможенных деклараций, счетов (инвойсов), транспортных документов, контрактов и т.п.).
При подготовке международных запросов необходимо учитывать особенности работы с отдельными таможенными службами иностранных государств и международными правоохранительными организациями, содержащиеся в методических рекомендациях ФТС России по подготовке международных запросов.
23. При принятии решения о направлении международного запроса сотрудники ГУБК в течение 7 рабочих дней приводят международный запрос в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводят его на иностранный язык и направляют в таможенную службу соответствующего иностранного государства или международную правоохранительную организацию.
В случае нарушения требований настоящей Инструкции ГУБК имеет право возвратить международный запрос в таможенный или иной правоохранительный орган Российской Федерации с указанием мотивов отказа в его направлении.
24. Ответ таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации поступает в ГУБК, где в течение 7 рабочих дней со дня его поступления переводится на русский язык и пересылается в таможенный или иной правоохранительный орган, инициировавший международный запрос, с одновременным уведомлением соответствующей оперативной таможни о факте направления ответа инициатору международного запроса.
25. Таможенные органы и ГУБК ведут учет и анализ отправленных международных запросов и полученных на них ответов согласно порядку, определенному ФТС России.
V. Исполнение международных запросов таможенных служб иностранных государств и международных правоохранительных организаций
26. Международные запросы таможенных служб иностранных государств и международных правоохранительных организаций, поступающие в ФТС России, обрабатываются в ГУБК и направляются в семидневный срок в таможенные органы для организации исполнения с одновременным уведомлением соответствующей оперативной таможни.
В зависимости от существа международного запроса к его исполнению могут привлекаться подразделения административных расследований и дознания.
Срок исполнения международного запроса не должен превышать одного месяца.
27. Основанием для исполнения международных запросов таможенных служб иностранных государств и международных правоохранительных организаций является наличие соответствующей международной договорно-правовой базы, предусматривающей обмен правоохранительной информацией.
Не допускается исполнение международных запросов, не относящихся к ведению производства по делам об административных правонарушениях и проведению оперативных проверок, содержащих полные установочные данные на российских граждан, а также просьбы о предоставлении статистической информации или сведений, представляющих коммерческую либо банковскую тайну.
28. ГУБК вправе самостоятельно исполнять международные запросы таможенных служб иностранных государств и международных правоохранительных организаций, а также обращаться в иные структурные подразделения ФТС России, министерства и ведомства Российской Федерации на предмет получения информации (консультаций) и документов, требуемых для исполнения международного запроса.
29. В случае возникновения необходимости уточнения у таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации обстоятельств международного запроса, срок его исполнения может быть продлен по мотивированному заключению до 30 рабочих дней по письменному разрешению должностных лиц ФТС России, перечисленных в п. 8 раздела II настоящей Инструкции.
30. Территориальный таможенный орган исполняет международный запрос в установленные сроки и направляет свой ответ вместе с полученными материалами проверки в ГУБК с одновременным уведомлением соответствующей оперативной таможни.
31. ГУБК в течение 7 рабочих дней осуществляет подготовку ответа и направляет его в таможенную службу иностранного государства или международную правоохранительную организацию.
32. В случае, если в поступившем международном запросе таможенной службы иностранного государства или международной правоохранительной организации содержатся сведения, указывающие на наличие явных признаков преступления или административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, территориальный таможенный орган принимает меры, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем незамедлительно письменно информирует ГУБК.
VI. Обмен правоохранительной информацией и международными запросами между региональными таможенными управлениями и таможнями Российской Федерации и правоохранительными органами таможенных служб зарубежных государств в рамках развития приграничного сотрудничества
33. Прямой обмен правоохранительной информацией и международными запросами между региональными таможенными управлениями и таможнями Российской Федерации и правоохранительными органами таможенных служб зарубежных государств в рамках развития приграничного сотрудничества может осуществляться исключительно на основании действующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, определяющих порядок такого взаимодействия.
34. Правом на осуществление международного обмена правоохранительной информацией и контактов с представителями правоохранительных органов таможенных служб зарубежных государств и международных правоохранительных организаций могут обладать должностные лица региональных таможенных управлений и таможен Российской Федерации, перечисленные в качестве контактных лиц в соответствующих приложениях к межгосударственным, межправительственным и межведомственным соглашениям.
Право на осуществление международного обмена правоохранительной информацией и контактов с представителями правоохранительных органов таможенных служб зарубежных государств и международных правоохранительных организаций должно быть закреплено в Положении о соответствующем региональном таможенном управлении и таможне.
35. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения из приграничных таможенных органов зарубежных стран срочной оперативной информации, прямой обмен правоохранительными данными и международными запросами может быть осуществлен территориальными таможенными органами только с санкции начальника соответствующей оперативной таможни с обязательным последующим направлением в адрес ГУБК копий соответствующих запросов и полученных на них ответов, а также докладов о результатах проверки.
VII. Заключительные положения
36. Должностные лица правоохранительного блока ФТС России и региональных таможенных органов несут персональную ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции, обоснованность направления международного запроса и последующее использование материалов, полученных в рамках международного обмена правоохранительной информацией.
37. До 28 числа последнего месяца каждого квартала календарного года начальники оперативных таможен и заместители начальников таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, по правоохранительной деятельности представляют в ГУБК отчет о реализации международных запросов согласно порядку, определенному ФТС России.
И.о. начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой |
В.В. Баранов |
Начальник
Управления таможенных
расследований и дознания |
А.А. Шабунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.