Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Об учете в налоговых органах российских юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений
1. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" утверждена форма N С-09-3 "Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации" (далее - Сообщение по форме N С-09-3).
Формулировка пункта 2 статьи 23 Кодекса включает обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации не только о создании обособленного подразделения, но и о его реорганизации и ликвидации, что противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 83 и 84 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
Таким образом, поскольку в статьях 83 и 84 Кодекса содержатся нормы, предусматривающие только создание обособленного подразделения и прекращение деятельности через свое обособленное подразделение, в Сообщение по форме N С-09-3 не включена обязанность письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о реорганизации и ликвидации обособленного подразделения, установленная пунктом 2 статьи 23 Кодекса.
В проекте Федерального закона N 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, настоящая коллизия устранена путем исключения из пункта 2 статьи 23 Кодекса положений о реорганизации и ликвидации обособленных подразделений.
При поступлении в налоговый орган по месту нахождения юридического лица Сообщения по форме N С-09-3, а также сведений ЕГРЮЛ о филиалах и представительствах юридического лица, на их основе производится анализ соблюдения налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления Сообщения по форме N С-09-3, и применение к организации штрафных санкций за его нарушение в соответствии со статьей 126 Кодекса.
При отсутствии в налоговом органе по месту нахождения организации сведений о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения указанные выше сведения не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, по каналам связи направляются в налоговый орган, в котором организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
2. В целях обеспечения контрольных мероприятий в пределах компетенции структурных подразделений налоговых органов, отвечающих за государственную регистрацию и учет юридических и физических лиц, рекомендуется руководствоваться следующим.
При поступлении в налоговый орган Заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-1 (далее - Заявление по форме N 09-1-1), утвержденной Приказом МНС России N БГ-3-09/178, в обязательном порядке осуществляется контроль идентичности сведений об организации, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ местного, регионального либо федерального уровня, и в представленном Заявлении по форме N 09-1-1, в том числе в обязательном порядке проверяется совпадение сведений о руководителе юридического лица.
В случае несовпадения сведений о юридическом лице налоговый орган должен оперативно обратиться в налоговый орган по месту нахождения юридического лица (месту государственной регистрации) с запросом о предоставлении сведений ЕГРЮЛ. Ответ на запрос (сведения ЕГРЮЛ) направляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.
На основании сведений ЕГРЮЛ организации направляется сообщение об оставлении подписанного неуполномоченным лицом заявления без рассмотрения.
Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется после получения сведений ЕГРЮЛ (в том числе выписки из ЕГРЮЛ, представленной юридическим лицом) о руководителе юридического лица, соответствующих представленным в Заявлении по форме N 09-1-1.
Процедура контроля идентичности сведений, установленная настоящим пунктом, в обязательном порядке осуществляется и при представлении в налоговый орган Заявления о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации, по форме N 09-1-4 (далее - Заявление по форме N 09-1-4), утвержденной Приказом N БГ-3-09/178.
3. В Кодексе не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как "изменение места нахождения" в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.
В случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу (например, при прекращении действия договора аренды помещения и, в связи с этим, заключения российской организацией нового договора аренды помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в налоговый орган, в котором организация состояла на учете по месту нахождения обособленного подразделения, представляется Заявление по форме N 09-1-4.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса в налоговый орган по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение представляется Заявление по форме N 09-1-1, а также одновременно представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
Процедура снятия с учета и постановки на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется в соответствии с порядком, установленным Приказом N БГ-3-09/178.
4. В Уведомлении о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3 (далее - Уведомление по форме N 09-1-3), утвержденной Приказом N БГ-3-09/178, не содержится наименование обособленного подразделения и, соответственно, указанное уведомление в случае изменения наименования обособленного подразделения замене не подлежит.
Если организации было выдано Уведомление по форме N 09-1-3 с указанием в нем наименования обособленного подразделения, в случае представления в налоговый орган сведений об изменении наименования данного обособленного подразделения (в том числе в произвольной форме) следует выдать организации новое Уведомление по форме N 09-1-3 без указания в нем наименования обособленного подразделения.
При этом осуществляется внесение изменений в сведения ЕГРН в части наименования обособленного подразделения.
5. Сведения об изменении наименования организации, поступившие из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), включаются в ЕГРН не позднее рабочего дня следующего за днем их получения и в тот же срок по каналам связи направляются в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
На основании поступивших сведений налоговый орган вносит изменения в ЕГРН и выдает (направляет) организации новое уведомление о постановке на учет.
6. Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), присвоенные структурным подразделениям, которые не являются юридическими лицами, были признаны недействительными с 1 января 1999 года.
В случае если в налоговых органах состоят на учете филиалы юридических лиц, поставленные на учет до введения в действие Кодекса с присвоением ИНН, и осуществленный налоговыми органами комплекс мероприятий по розыску создавших эти филиалы юридических лиц не дал результата, снятие с учета данных филиалов осуществляется по решению налогового органа.
Решение о снятии с учета принимается налоговым органом на основании сведений ЕГРЮЛ либо сведений, содержащихся в регистрационном деле, поступившем из прежнего регистрирующего органа, либо содержащихся в учетном деле о ликвидации юридического лица (об отсутствии в налоговом органе сведений о юридическом лице, создавшем данный филиал), поступивших из налогового органа по месту нахождения юридического лица.
В качестве подтверждения факта невозможности обнаружения юридического лица прилагаются письма, направлявшиеся в адрес юридического лица и возвращенные в налоговый орган отделением почтовой связи в связи с отсутствием адресата.
При этом в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) в показатель "Код причины снятия с учета в налоговом органе" вносится значение "49" - "Исключение ИНН филиала, представительства, иного обособленного подразделения в связи с введением в действие Налогового Кодекса Российской Федерации", согласно Справочнику "Причины снятия с учета налогоплательщиков - организаций в налоговых органах" (СПСУНО).
В случае если такой филиал ведет предпринимательскую деятельность и при участии в хозяйственном обороте использует ИНН, присвоенный до 01.01.1999, следует рекомендовать ему привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством в административном либо судебном порядке, а затем представить их в налоговый орган (зарегистрироваться в качестве юридического лица либо осуществить постановку на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в установленном порядке). В своем обращении налоговый орган устанавливает срок для осуществления указанной процедуры.
В случае неисполнения рекомендаций налогового органа сведения о таком филиале передаются в Прокуратуру Российской Федерации либо в Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России для привлечения к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, установленной законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.