Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 26 июня 2006 г. N ШТ-6-09/634@
Методические указания
для налоговых органов по работе со сведениями, поступающими от органов, поименованных в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации
Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса РФ см. приказы ФНС России от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ и от 13 января 2011 г. N ММВ-7-11/11@
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания (далее - Указания) предназначены для территориальных налоговых органов ФНС России (далее - налоговые органы). Указания определяют порядок работы со сведениями, поступающими от органов, поименованных в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Кодекс), применительно к положениям по учету организаций и физических лиц части первой Кодекса и Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685) (далее - Приказ N 178).
1.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Согласно пункту 10 статьи 83 Кодекса налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет. Учет организаций и физических лиц регламентируется следующими положениями Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 6 статьи 83 Кодекса постановка на учет частного нотариуса и адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 84 Кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации (до введения в действие Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса)).
Согласно пункту 3 статьи 84 Кодекса изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации (МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 84 Кодекса, если налогоплательщик изменил место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:
частного нотариуса, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации (МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса);
физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации (МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в случае прекращения полномочий частного нотариуса, прекращения статуса адвоката снятие с учета осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской федерации (МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса).
1.3. Органы, учреждения, организации и должностные лица, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, а также сроки представления сведений определены положениями статьи 85 Кодекса.
Состав и порядок представления сведений установлен Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила).
1.4. Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации определяет налоговый орган, который будет обрабатывать поступающие сведения:
- инспекция ФНС России по месту нахождения органа, указанного в статье 85 Кодекса (отдел ввода);
- Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (отдел ввода);
- инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.
Налоговый орган, определенный Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, осуществляет следующие мероприятия:
- контроль соблюдения срока представления сведений органами, указанными в статье 85 Кодекса;
- проверку сведений, поступивших на бумажных носителях, на полноту представления в соответствии с разделами части I Перечня сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков (приложение к Правилам) (далее - Перечень);
- ввод всех сведений, поступивших на бумажных носителях, прошедших проверку на полноту представления в соответствии с Перечнем, контроль правильности ввода информации, а также загрузку сведений, представленных в электронном виде;
- форматно-логический контроль (с помощью программных средств);
- направление письма в орган, представивший сведения, с указанием перечня юридических и физических лиц, по которым сведения считаются не представленными в связи с отсутствием реквизитов, предусмотренных Перечнем сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), или в связи с ошибками, выявленными при проведении форматно-логического контроля. В письме также указывается срок повторного представления сведений (не позднее 10 дней со дня направления указанного письма);
- сортировку сведений по территориальной принадлежности организаций и физических лиц к налоговому органу постановки на учет согласно нормам Кодекса и направление их по каналам связи с применением средств защиты информации в соответствующие налоговые органы. Направляемые сведения заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) должностного лица налогового органа, в сопроводительном письме указывается дата представления сведений. Если сведения представлены на бумажном носителе, то передаются и оригиналы документов на бумажном носителе.
1.5. Налоговые органы осуществляют учет организаций и физических лиц на основании сведений, полученных от органов, указанных в статье 85 Кодекса в порядке, установленном Приказом N 178.
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется с использованием кодов причин постановки на учет, кодов причин снятия с учета и кодов документов согласно соответствующим ведомственным справочникам, утвержденным Заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
1.6. Во избежание повторного присвоения физическому лицу ИНН, необходимо просмотреть информацию в региональной базе данных ЕГРН с целью выяснения наличия у него ИНН, присвоенного ранее.
В случае отсутствия в региональной базе данных ЕГРН сведений о физическом лице, следует обратиться к федеральной базе данных ЕГРН с помощью удаленного доступа для выяснения вышеуказанных сведений.
Если физическому лицу ИНН присвоен ранее, присвоение другого ИНН не производится.
Основанием для осуществления процедуры присвоения ИНН (использования ранее присвоенного ИНН), являются Сведения о наличии (отсутствии) в базе данных ЕГРН сведений о физическом лице (Приложение N 1 к настоящим Указаниям).
1.7. При осуществлении процедуры учета организаций и физических лиц ведется учетное дело в соответствии с положениями Приказа ФНС России от 08.06.2004 N САЭ-3-09/357 "Об утверждении Инструкции по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц".
1.8. Каждое учетное действие налогового инспектора отражается записями в соответствующих разделах Журнала регистрации сведений по вопросам учета налогоплательщиков - физических лиц (далее - Журнал) и Журнала учета сведений, связанных с учетом организаций на основании сведений, представляемых органами в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса. Формы журналов приведены в Приложениях N 2 и N 3 к настоящим Указаниям.
II. Порядок работы налоговых органов со сведениями, поступающими от органов, поименованных в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации
2.1. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями (пункт 1 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Кодекса органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами юстиции в налоговые органы, установлен разделом III части I Перечня.
Поскольку срок сообщения органами юстиции в налоговые органы указанных сведений исчисляется со дня издания соответствующего приказа, органы юстиции не обязаны сообщать о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности, но не назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. Органы юстиции сообщают сведения, поименованные в пунктах 1-4 раздела III части I Перечня, о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.
Учет физических лиц в качестве частных нотариусов осуществляется в налоговых органах по месту жительства в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.2. По вопросу работы со сведениями, представляемыми советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката. Данные сведения установлены разделом IV части I Перечня.
Сведения, получаемые налоговыми органами в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса от советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, должны обеспечить возможность осуществить налоговыми органами согласно норм Кодекса постановку на учет (снятие с учета) налогоплательщиков - физических лиц в качестве адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, которые согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса, отнесены к индивидуальным предпринимателям, а также в качестве адвокатов, избравших иные формы адвокатских образований.
Пунктом 2 статьи 85 Кодекса и разделом IV части I Перечня не предусмотрено ежемесячное сообщение сведений об адвокатах, которым присвоен статус адвоката либо о прекративших, возобновивших, приостановивших членство в палате. Поэтому следует обеспечить получение сведений об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в соответствии с нормами действующего Кодекса, то есть обо всех адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на момент представления сведений.
Учет физических лиц в качестве адвокатов, в том числе адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, осуществляется в налоговых органах по месту жительства в соответствии с нормами Приказа N 178.
В отношении адвокатов, в сведениях о которых отсутствуют сведения о форме адвокатской деятельности, в налоговом органе по месту их жительства проводится процедура учета сведений, сообщенных органами, поименованными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, без уведомления налогоплательщика о постановке его на учет.
При поступлении сведений об избранной данным адвокатом форме адвокатского образования осуществляется его постановка на учет в соответствующем качестве в установленном порядке.
2.3. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства (пункт 3 статьи 85 Кодекса)
2.3.1. Согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства в налоговые органы, установлен разделом V части I Перечня.
Формы Сведений о регистрации физического лица по месту жительства и Сведений о регистрации по месту жительства иностранного физического лица или лица без гражданства, получившего вид на жительство на территории Российской Федерации (далее - Формы сведений), приведены соответственно в приложениях N 4 и N 5 к настоящим Указаниям.
Информация о направлении Министерством внутренних дел Российской Федерации Форм сведений и Рекомендаций по порядку их представления в налоговые органы доведена до Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмами МНС России от 14.10.1999 г. N ДЧ-6-12/818 и от 21.05.2002 г. N ММ-6-09/717.
Для проверки полноты представления органами МВД России сведений о фактах регистрации физических лиц по месту жительства рекомендуется на постоянной основе проводить работу по сопоставлению количества сведений, поступивших от органов МВД России, с данными органов государственной статистики о миграции населения (численностью прибывших на территорию субъекта Российской Федерации) за соответствующий период времени. В случае необходимости следует принимать меры по обеспечению предоставления сведений органами МВД России в полном объеме.
При получении налоговым органом по месту жительства физического лица сведений о факте его регистрации по месту жительства от органов, указанных в пункте 3 статьи 85 Кодекса, необходимо установить, состоит ли конкретное физическое лицо на учете в налоговом органе и по каким причинам. Если данное физическое лицо состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о факте его регистрации по месту жительства направляются в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, для осуществления контрольных действий в отношении данного физического лица.
Датой постановки на учет физического лица, не относящегося к индивидуальному предпринимателю, а также частного нотариуса и адвоката является дата, указанная в сведениях о факте регистрации физического лица по новому месту жительства, полученная от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства.
Постановка на учет (снятие с учета) физических лиц в налоговых органах в связи с изменением места жительства осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.3.2. В связи с тем, что Кодексом не предусмотрена обязанность органов регистрационного учета представлять в налоговые органы сведения о физических лицах, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, сведения о таких гражданах в случае необходимости могут быть получены налоговыми органами на основании запроса, направленного в органы регистрационного учета. Форма запроса - произвольная.
Если физическое лицо, выехавшее на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, поступившая в отношении него информация направляется в регистрирующий орган для сведения.
Если физическое лицо, выехавшее на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, как владелец недвижимого имущества и (или) транспортных средств, подлежащих налогообложению, и продолжает оставаться владельцем этого имущества оно остается на учете в налоговом органе (как владелец имущества) по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В отношении физических лиц, состоящих на учете в налоговом органе по месту жительства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и владельцами имущества или транспортных средств, вносятся изменения в раздел 3 базы данных ЕГРН местного уровня на основании сведений, поступивших от органа регистрационного учета (дело передается в архив).
2.3.3. В настоящее время физическим лицам, не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, за исключением владельцев недвижимого имущества и (или) транспортных средств и индивидуальных предпринимателей, осуществить постановку их на учет с присвоением ИНН не представляется возможным.
Осуществлять процедуру постановки на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, которое не имеет документального подтверждения регистрации по месту жительства, в налоговом органе по месту его пребывания на основании Заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (форма N 09-2-1, утвержденная Приказом N 178) нецелесообразно по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физических лиц по месту их жительства.
Нормами Кодекса не установлена обязанность для налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об изменении места жительства (места пребывания).
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса при изменении места жительства налогоплательщика снятие с учета физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании сведений о факте регистрации, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства.
Учитывая вышеизложенное, если постановка на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, произведена в налоговом органе по месту его пребывания, то в случае изменения им места пребывания при отсутствии законодательно установленной обязанности для него и для органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, сообщать налоговому органу соответственно об изменении места пребывания и о фактах регистрации физических лиц по месту пребывания, осуществление налогового контроля в отношении этого физического лица не представляется возможным.
2.4. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (далее - органы ЗАГС), обязаны сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.
Для проверки полноты представления органами ЗАГС сведений о фактах рождения и смерти физических лиц рекомендуется на постоянной основе проводить работу по сопоставлению количества сведений, поступивших от органов ЗАГС, с данными органов государственной статистики о количестве родившихся и умерших граждан за соответствующий период времени. В случае необходимости следует принимать меры по обеспечению предоставления сведений органами ЗАГС в полном объеме.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами ЗАГС в налоговые органы, установлен разделом VI части I Перечня.
2.4.1. Сведения о фактах рождения.
2.4.1.1. Пунктом 4 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях, указанные в пункте 4 раздела III части I Перечня. В случае представления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту жительства (вид документа, регистрационный номер и дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ).
По имеющейся в ФНС России информации, полученной от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, в отдельных случаях органы ЗАГС отказывают в предоставлении сведений о паспортных данных и месте жительства родителей, мотивируя это отсутствием указанных сведений при осуществлении регистрационных действий.
Вместе с тем обращаем внимание, что Правила не регламентируют источник получения вышеуказанными органами требуемой информации для представления налоговым органам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ) для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 143-ФЗ одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.
Согласно Правилам порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432, бланки актовых записей заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Следовательно, сведения о родителях заносятся в свидетельство о рождении ребенка из документов, удостоверяющих их личность.
Исходя из вышеизложенного, работники ЗАГС имеют возможность указывать информацию о паспортных данных родителей в сведениях о родившихся, представляемых в налоговые органы (далее - Сведения о рождении).
2.4.1.2. Поскольку по действующему законодательству регистрация несовершеннолетних граждан по месту жительства осуществляется по месту жительства их родителей (одного из них), то учет сведений о родившихся, информация о которых поступила от органов ЗАГС, осуществляется в налоговом органе по месту жительства родителей (одного из родителей). Следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах регистрации рождения найденных (подкинутых) и оставленных в роддоме детей в налоговые органы не представляется, т.к. нет информации о родителях. Также не следует представлять информацию об отце, если сведения о нем записаны по заявлению матери о внесении сведений об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка в случае, если родители ребенка не состоят в браке и отцовство в отношении ребенка не установлено.
а) Получив от органа ЗАГС Сведения о рождении и убедившись, что родители (один из родителей) проживают(ет) на территории, подведомственной данному налоговому органу,
- заводит учетное дело на родившегося в соответствии с принятой системой делопроизводства, куда подшивает Сведения о рождении;
- просматривает информацию, содержащуюся в разделе 3 базы данных ЕГРН, с целью поиска имеющихся сведений о родителях новорожденного (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и адрес места жительства), на которых получены сведения от органа ЗАГС.
б) При отсутствии в разделе 3 базы данных ЕГРН сведений о родителях с присвоенными им ранее ИНН, налоговый инспектор:
- на основании Сведений о рождении заполняет соответствующие разделы Журнала, указывая личные данные родившегося, реквизиты Свидетельства о рождении, сведения о записи акта гражданского состояния о рождении, адрес места жительства родителей (если оба родителя зарегистрированы по месту жительства по одному адресу) или адрес места жительства матери* (если родители зарегистрированы по месту жительства по разным адресам на территории, подведомственной данному налоговому органу);
- присваивает ребенку ИНН;
- вносит в соответствующий раздел Журнала информацию о родителях на основании Сведений о рождении. При этом, если оба родителя зарегистрированы по месту жительства по одному адресу, то адрес места жительства родителей в разделе Журнала, в который вносятся сведения о родителях, не указывается.
Если родители зарегистрированы по месту жительства по разным адресам, то в разделе Журнала, где указываются сведения о родителях, указывается адрес того из родителей, местожительство которого отличается от адреса, указанного в разделе 1 Журнала.
При наличии в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня сведений о родителях (об одном из родителей) и присвоенных им (одному из родителей) ранее ИНН, налоговый инспектор в разделе Журнала, где указываются сведения о родителях, указывает только сведения об ИНН родителей (одного из родителей) и реквизиты Свидетельства о постановке на учет (при его наличии) родителей (одного из родителей). Другие сведения о родителях не указываются.
Если в Сведениях о рождении содержится более полная информация о родителях, чем в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня (например, в базе данных отсутствуют сведения о месте рождения, гражданстве родителей и др.), то налоговый инспектор на основании этой информации заносит дополнительные учетные сведения о родителях в раздел 3 базы данных ЕГРН районного уровня, с указанием источника поступления информации в Журнале по данному налогоплательщику.
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства в данном случае не направляется. Датой учета сведений о родившемся является дата рождения ребенка.
2.4.2. Сведения о фактах смерти.
2.4.2.1. Пунктом 5 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения об умершем физическом лице (далее - Сведения о смерти).
Следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах смерти детей, умерших на первой неделе жизни, не представляется, в связи с отсутствием необходимости учета сведений о таких лицах в налоговых органах.
2.4.2.2. Поскольку место нахождения органа ЗАГС, представившего Сведения о смерти, и последнее место жительства умершего могут находиться на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то налоговый инспектор, получив сообщение от органа ЗАГС, находящегося на территории, подведомственной данному налоговому органу, проверяет соответствие адреса последнего места жительства умершего территории, подведомственной данному налоговому органу. В случае несоответствия налоговый инспектор не позднее следующего рабочего дня пересылает сообщение по принадлежности в соответствующий налоговый орган.
2.4.2.3. При получении налоговым органом по месту жительства физического лица сведений о факте его смерти от органов, указанных в пункте 3 статьи 85 Кодекса, необходимо установить, состоит ли конкретное физическое лицо на учете в налоговом органе и по каким причинам. Если данное физическое лицо состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о факте его смерти направляются в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, для государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица.
Снятие с учета физических лиц в налоговых органах осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.4.2.4. Сведения о смерти, поступившие в отношении физических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах ни по какому основанию, либо не содержащие информации о последнем месте жительства умершего физического лица, подшиваются в отдельное дело в соответствии с принятой системой делопроизводства.
2.5. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы Росрегистрации), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в налоговые органы установлен разделом VII части I Перечня.
Если в сведениях, поступивших в налоговый орган, содержится информация о том, что собственниками одного объекта имущества являются несколько организаций и (или) физических лиц, то постановке на учет подлежит каждый собственник недвижимого имущества.
2.5.1. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах собственников недвижимого имущества осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
Согласно пункту 13 статьи 396 Кодекса сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах представляются органами Росрегистрации по формам, утвержденным Минфином России.
Состав передаваемой информации в отношении земельных участков определяется формой, утвержденной приказом Минфина России от 07.09.2005 N 112н "Об утверждении формы сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения" и рекомендаций по ее заполнению", зарегистрированным в Минюсте России 05.10.2005 N 7050 (далее - приказ Минфина России N 112н).
Состав информации о земельных участках и лицах, на которых они зарегистрированы, установленный в приказе Минфина России N 112н, совпадает с составом показателей, установленным в приложении к Правилам (кроме сведений о гражданстве и месте рождения правообладателя - физического лица).
Приказом Федеральной регистрационной службы и ФНС России от 02.11.2005 N 157/САЭ-3-21/556@ утвержден Порядок представления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу.
Органы, поименованные в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в настоящее время представляют в налоговые органы сведения в электронном виде, которые не содержат полного состава показателей, установленных Правилами (отсутствуют КПП, ОГРН налогоплательщика - юридического лица, ИНН физического лица, место его рождения, гражданство). Это вызвано отсутствием названных показателей в информационных ресурсах, ведущихся в органах, поименованных в статье 85 Кодекса, поскольку их наличие не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими ведение этих ресурсов.
В случае направления органами Росрегистрации указанных сведений о недвижимом имуществе в электронном виде, в которых отсутствуют вышеуказанные показатели, считаем возможным осуществление их приема и использование для постановки на учет.
2.6. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы установлен разделом VIII части I Перечня.
Согласно пункту 1 приказа МНС России от 11.06.2004 N САЭ-3-09/363 сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Кодекса, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Кодекса и Приказа N 178.
2.7. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами опеки, попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты и иными аналогичными учреждениями, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5 статьи 85 Кодекса)
Органы и учреждения, осуществляющие опеку и попечительство, на основании пункта 5 статьи 85 Кодекса обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом подопечных не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Перечень указанных сведений установлен разделом IX части I Перечня.
Датой постановки на учет (учета сведений) в данном случае является дата установления попечительства или опекунства.
Порядок постановки физических лиц на учет по сведениям об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом подопечных установлен Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия учета сведений, поступающих от органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений (Письмо МНС России от 07.12.2001 N ММ-6-09/913@).
2.8. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами, занимающимися частной практикой (пункт 6 статьи 85 Кодекса)
Пункт 6 статьи 85 Кодекса предусматривает обязанность для органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику, сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. Перечень указанных сведений установлен разделом X части I Перечня.
Необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации "место нахождения" определено только для юридических лиц (Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, раздел 1, подраздел 2, глава 3,4 ст. 54), а для физических лиц дано такое понятие как "место жительства". Место жительства гражданина законом определяется как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).
Согласно статьи 11 Кодекса для целей настоящего Кодекса под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нотариус, занимающийся частной практикой, в соответствии с "Основами законодательства о нотариате" действует в личном качестве как гражданин, уполномоченный совершать от имени государства определенные юридически значимые действия, без образования юридического лица.
С другой стороны, согласно положениям главы 14 "Налоговый контроль" Кодекса контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
К иным основаниям, предусмотренным Кодексом, в частности, относятся постановка на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту осуществления деятельности согласно пункту 2 статьи 346.28 Кодекса, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых согласно статье 335 Кодекса и постановка на учет индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту установки объекта налогообложения, указанного в пункте 1 статьи 366 Кодекса (игорный бизнес).
Учитывая вышеизложенное, постановка на учет по месту осуществления деятельности частного нотариуса, который согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса отнесен к индивидуальному предпринимателю, нормами Кодекса не предусмотрена и для выполнения частным нотариусом положений пункта 6 статьи 85 Кодекса местом нахождения его следует считать место его жительства.
В связи с утратой с 01.01.2006 силы Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", до внесения соответствующих изменений в пункт 6 статьи 85 Кодекса, рекомендуется учитывать получаемые от нотариусов согласно указанному пункту Кодекса сведения, используя коды 445, 449, соответствующие значениям "Учет сведений о физическом лице, не являющемся налогоплательщиком, о котором поступили сведения от органов, указанных в пункте 6 статьи 85 Налогового кодекса, по месту жительства" и "Учет сведений о физическом лице, не являющемся налогоплательщиком, о котором поступили сведения от органов, указанных в пункте 6 статьи 85 Налогового кодекса, по месту открытия наследства" Справочника причин постановки на учет физических лиц и учета сведений о физических лицах в налоговых органах, утвержденного Заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
2.9. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием (пункт 7 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 7 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Перечень указанных сведений установлен разделом XI части I Перечня.
2.9.1. О работе со сведениями о налогоплательщиках налога на добычу полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 335 Кодекса организация или индивидуальный предприниматель подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр на основании сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, представляемых органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.
При этом для целей указанной главы особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации (МНС России согласно предыдущей редакции Кодекса).
Учет указанной категории налогоплательщиков в налоговых органах осуществляется в соответствии с Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2004 N 5447).
2.9.2. О работе со сведениями о плательщиках сбора за пользование объектами животного мира, и объектами водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 333.1 Кодекса:
1. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
2. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Согласно пункту 3 статьи 333.5 части второй Кодекса уплата указанных сборов производится:
плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета;
плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение).
Таким образом, нормами главы 25.1 Кодекса не предусмотрена постановка на учет организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и (или) водных биологических ресурсов.
Полученные сведения подшиваются в отдельное дело в соответствии с принятой системой делопроизводства.
______________________________
* При отсутствии матери указывается адрес места жительства отца.
Перечень
отменяемых Методических указаний, рекомендаций и писем МНС России по процедурным вопросам учета в налоговых органах юридических и физических лиц
1. Методические указания по работе с информацией, поступающей в налоговый орган от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним и с налогоплательщиками, уклоняющимися от постановки на учет в налоговом органе (Письмо Госналогслужбы России от 29.12.1998 N ВП-6-12/918).
2. Методические указания для налоговых органов по процедуре постановки на учет физических лиц по месту нахождения принадлежащего им имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (письмо Госналогслужбы России от 31.12.1998 N ВП-6-12/934@).
3. Методические указания для налоговых органов по работе с информацией, поступающей от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (Письмо МНС России от 11.08.1999 N ДЧ-6-12/641).
4. Письмо МНС России от 21.05.2002 N ММ-6-09/717 "О дополнении Методических указаний МНС России, направленных письмом от 11.08.99 N ДЧ-6-12/641".
5. Методические рекомендации по совершенствованию информационного обмена между налоговыми органами при постановке на учет физических лиц или учете сведений о них (Письмо МНС России от 14.05.2002 N ММ-14-09/40дсп).
6. Методические указания для налоговых органов по работе с информацией об умерших, поступающей от органов записи актов гражданского состояния (Письмо МНС России от 20.08.1999 N ДЧ-6-12/670).
7. Методические указания для налоговых органов по работе с информацией о родившихся, поступающей от органов записи актов гражданского состояния (Письмо МНС России от 25.11.1999 N ДЧ-6-12/947).
8. Письмо МНС России от 29.12.2003 N ММ-6-09/1384@ "Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального Закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
9. Письмо МНС России от 13.02.2004 N 09-0-10/617 "В дополнение к письму МНС России от 29.12.2003 N ММ-6-09/1384@".
10. Письмо МНС России от 09.07.2004 N 09-0-10/3562@ "О представлении сведений в налоговый орган нотариусами согласно п. 6 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации".
11. Письмо МНС России от 15.04.2004 N 09-0-10/1749@ "Об учете сведений об индивидуальном предпринимателе в налоговом органе по месту осуществления деятельности".
12. Письмо МНС России от 28.05.2004 N 09-0-10/2249@ "О разъяснении порядка постановки на учет и снятия с учета физических лиц в налоговом органе".
13. Письмо МНС России от 04.06.2004 N 09-0-10/2376 "О постановке на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств".
14. Письмо МНС России от 23.06.2004 N 09-0-10/2604 "О разъяснении положений приказа МНС России от 11.06.2004 N САЭ-3-09/363 "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств".
15. Письмо МНС России от 07.04.2004 N 09-0-10/1558@ "О предоставлении сведений налоговым органам советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации".
16. Письмо МНС России от 21.09.2004 N 09-0-10/3755@ "О предоставлении налоговым органам сведений органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.