Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2006 г. N ГКПИ06-402
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N КАС06-226 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
заявлению Г. об оспаривании пункта 4 Приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004 г. N 6216, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).
В Приложении N 1 к Порядку приведен Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Перечень), представляющий собой таблицу, в которой указаны категории лиц, имеющих право на получение ЕДВ на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также нормы названного Закона, позволяющие разграничивать категории граждан, включенных в Перечень, и размеры ЕДВ.
Пунктом 4 Перечня предусмотрено, что к участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на получение ЕДВ в размере, установленном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", относятся лица, перечисленные в пп. 1 п. 1 ст. 2 этого Закона (кроме пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2).
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного пункта Перечня.
В заявлении указано, что пункт 4 Перечня противоречит Федеральному закону "О ветеранах" и лишает заявителя статуса участника Великой Отечественной войны.
В судебном заседании Г. уточнил свое требование и просил признать недействующим пункт 4 Перечня в части слов "(кроме пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2)".
Заявитель пояснил, что оспариваемое предписание Перечня незаконно исключает его из категории участников Великой Отечественной войны и не соответствует пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах".
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание нормативного правового акта соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя и представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит, что заявление Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).
При этом Закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов (в том числе и по размеру ЕДВ) в зависимости от особенностей их правового статуса.
Так, меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, к которым относится заявитель (военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период), закреплены в ст. 17 Закона.
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. пп. "а"-"ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона (то есть, за исключением лиц, перечисленных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона), установлены п. 1 ст. 15 Закона. Указанная статья не предусматривает меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 г. N 435-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лучина В.М. на нарушение его конституционных прав подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 и статьей 17 Федерального закона "О ветеранах", различия в уровне мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствуют об особой государственной поддержке фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также проживавших и работавших в годы войны в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда. Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто указан в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 23.1 Закона предусмотрены различные размеры ЕДВ для отдельных категорий ветеранов.
Согласно пп. 4 п. 4 данной статьи размер ЕДВ военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, с 01.01.2006 г. составляет 600 рублей.
Эти лица отнесены к ветеранам Великой Отечественной войны пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона.
Таким образом, доводы заявителя о том, что пункт 4 Перечня в части слов "(кроме пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2)" противоречит Федеральному закону "О ветеранах" и лишает его статуса участника Великой Отечественной войны, не могут быть признаны состоятельными.
Полномочие по принятию оспариваемого нормативного правового акта предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации п. 7 ст. 23.1 Закона.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Г. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2006 г. N ГКПИ06-402
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N КАС06-226 настоящее решение оставлено без изменения