Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 августа 2006 г. N 03-11-04/2/179
Вопрос: В связи с неполучением ответа на запрос от 2 ноября 2005 года направляем Вам повторный.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 4.3.1. пункта 4 Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Общество с ограниченной ответственностью просит Вас дать письменное разъяснение по вопросу о возможности перехода общества с ограниченной ответственностью на упрощенную систему налогообложения, при условии, что более 25% долей уставного капитала Общества принадлежит венчурному паевому фонду, который в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 г. не является юридическим лицом, а оставшаяся часть долей уставного капитала Общества принадлежит физическим лицам.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 27.07.2006 N 316 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и повторно сообщает следующее.
Из информации, изложенной в письме, следует, что организация (общество с ограниченной ответственностью) решила перейти на упрощенную систему налогообложения, при этом более 25 процентов уставного капитала будет принадлежать паевому инвестиционному фонду.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Статьей 11 Кодекса установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Данная норма основана на положении пункта 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе доверительного управления, и из имущества, в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.
Таким образом, в силу специфики организационно-правовой формы ПИФа (отсутствие статуса юридического лица) и, учитывая, что ПИФ не является организацией, он не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в том числе, применяющего упрощенную систему налогообложения.
Обращаем внимание, что огласно# пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
При этом, по нашему мнению, управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью. В случае, если доля управляющей компании в обществе будет составлять более 25 %, то такое обществу# не может применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса).
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изложена позиция Минфина относительно возможности применения обществом с ограниченной ответственностью упрощенной системы налогообложения (УСН) в случае, если более 25 процентов уставного капитала общества будет принадлежать паевому инвестиционному фонду.
В соответствии с положениями Налогового кодекса не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (подпункт 14 пункта 3 статья 346.12 Налогового кодекса). При этом под организациями в Налоговом кодексе понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Указано, что согласно Федеральному закону "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, а не юридическое лицо. В связи с этим, по мнению Минфина, паевой инвестиционный фонд не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, поскольку Гражданский кодекс и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливают, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Управляющая компания паевого инвестиционного фонда вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью, однако такое общество не сможет применять УСН в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статья 346.12 Налогового кодекса.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 августа 2006 г. N 03-11-04/2/179
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 сентября 2006 г. N 35