Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 августа 2006 г. N 03-06-02-05/33
Вопрос: ИП принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки.
Согласно справке Центра по охране и использованию памятников истории и культуры земельные участки входят в территорию распространения памятника федерального значения - культурного слоя г. Смоленска (объект археологического наследия).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. N 624 культурный слой г. Смоленска принят на государственную охрану как памятник федерального значения.
Так как участок занят объектом археологического наследия - культурным слоем г. Смоленска, принятым на государственную охрану, то в соответствии с п. 5.ст. 27 Земельного кодекса РФ участок ограничен в обороте.
Согласно пункту 2 ст. 389 главы 31 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты объектами археологического наследия.
При этом законодатель не определяет, находятся ли эти земельные участки в пользовании юридических или физических лиц и на каком основании.
Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 3 Решения Смоленского горсовета от 28.10.2005 г. N 147 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории г. Смоленска".
Статья 17 Налогового кодекса РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возникает при наличии всех элементов налогообложения, в том числе объекта налогообложения.
Поскольку перечисленные в п. 2. ст. 389 НК РФ земельные участки не являются объектом налогообложения, следовательно, не возникает обязанности по уплате земельного налога на эти участки.
В связи с изложенным, прошу письменно разъяснить, нужно ли с 1 января 2006 г. уплачивать земельный налог на вышеуказанные земельные участки.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 08.08.2006 г. по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
На основании подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В этой связи следует отметить, что статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) определен перечень земельных участков, отнесенных к государственной и муниципальной собственности.
Отнесение земельных участков к государственной собственности или муниципальной собственности предусматривает наличие на этих земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предоставление земельных участков соответственно органам государственной власти или органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным этими органами, а также в иных случаях предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 20 Земельного кодекса граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность.
При этом предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Таким образом, полагаем, что указанные в Вашем письме земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством и, следовательно, должны подлежать налогообложению земельным налогом.
ВРИО директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
По мнению Минфина, земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством и должны подлежать налогообложению земельным налогом. Это относится и к предоставленным гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования участкам, которые заняты объектами археологического наследия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 августа 2006 г. N 03-06-02-05/33
Текст письма официально опубликован не был