Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 февраля 2006 г. N 5-Г05-145
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 15 февраля 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе представителей заявителей адвокатов А. и Т. на решение Московского городского суда от 3 октября 2005 г., которым отказано в удовлетворении заявления А., С., В., М., К., Д., Л., Б., О., Р., Е., Ж., Ф., Х., Т. об оспаривании пункта 5 Приложения 2 "Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета" к постановлению Правительства Москвы N 189-ПП от 6 апреля 2004 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" и по заявлению А. и М. об оспаривании постановления Правительства Москвы от N 189-ПП от 6 апреля 2004 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" полностью.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения А., С., К., Л., М., О., Ф., Х., Е. и их представителей адвокатов А. и Т., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
А., С., В., М., К., Д., Л., Б., О., Р., Е., Ж., Ф., Х., Т. обратились в суд с заявлением об оспаривании пункта 5 Приложения 2 "Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета" к постановлению Правительства Москвы N 189-ПП от 6 апреля 2004 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве", а А. и М. - с заявлением об оспаривании постановления Правительства Москвы от N 189-ПП от 6 апреля 2004 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" в полном объеме.
Постановлением Правительства Москвы N 189-ПП от 6 апреля 2004 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" утверждены: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве (приложение 1); Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета (приложение 2).
Оспариваемым пунктом 5 Положения 2 к данному постановлению предусмотрено, что при вселении по месту жительства граждан в общежития представляются: внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ), с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан; письменное согласие на вселение в жилое помещение: а) нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних граждан; б) организации, в управлении которой находится жилищный фонд (при вселении граждан в общежитие).
В подтверждение требований заявители указали, что являются членами семьи граждан, зарегистрированных в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, дом 9. Положения пункта 5 Приложения 2 в части подпункта "б", обязывающего жилищные органы при вселении граждан в общежитие представлять в органы регистрационного учета письменное согласие организации, в управлении которой находится жилищный фонд, противоречат федеральному закону и нарушают их права на вселение к членам семьи.
А. и М. просили признать указанное постановление в полном объеме, поскольку, по их мнению, оно принято Правительством Москвы с превышением полномочий.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления, просят в кассационной жалобе представители заявителей адвокаты А. и Т. полагают, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая заявителям в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 5 Приложения N 2 Перечня не противоречит федеральному законодательству.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам "б", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности, особо охраняемые природные территории, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При таком положении суд правильно исходил из того, что наряду с Российской Федерации# органы власти субъектов Российской Федерации также вправе принимать правила регистрационного учета. При этом принимаемые субъектом Российской Федерации правила регистрационного учета не могут противоречить федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. (в редакции Федерального закона N 127-ФЗ от 2 ноября 2004 г.) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 г. (с последующими изменениями) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г., жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия). В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Оспариваемый пункт 5 Приложения N 2 Перечня предусматривает, что при вселении по месту жительства граждан в общежития предоставляются: внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ), с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан; письменное согласие на вселение в жилое помещение: а) нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних граждан; б) организации, в управлении которой находится жилищный фонд (при вселении граждан в общежитие).
Необходимость представления указанных документов обусловлена специальным целевым назначением общежитий, как жилых помещений предназначенных для временного проживания, обладающих особым правовым режимом, что соответствует положениям статей 92, 94, 99 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, анализ которых дан в решении суда первой инстанции.
Регистрация граждан по месту жительства, согласно вышеприведенным положениям Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (или его надлежаще заверенной копии).
Указанные документы являются подтверждением добросовестного исполнения гражданином обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая право на защиту прав граждан, проживающих в этом жилом помещении, и организации, в управлении которой находится общежитие.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 данной статьи). Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (статья 94 Кодекса).
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что Правительство г. Москвы, принимая оспариваемое положение постановления, действовало в пределах полномочий, предоставленных законом, а требование постановления о предоставлении письменного согласия организации, в управлении которой находится жилищный фонд, при вселении по месту жительства граждан в общежития является одним из оснований для вселения в жилое помещение.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое заявителем положение постановления противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 3-П от 25 апреля 1995 г. "По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой", поскольку из решения суда первой инстанции усматривается, что регистрация носит уведомительный, но не разрешительный характер.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что жилое помещение, о регистрации в котором просят заявители, не обладает статусом общежития с учетом положений статьи 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и на вселение заявителей в жилое помещение не требуется согласие организации, в управлении которой находится жилищный фонд, не имеют правового значения для решения вопроса о признании недействующим пункта 5 Приложения N 2 Перечня, как противоречащего федеральному законодательству, неосновательно.
Противоречит обстоятельствам дела довод кассационной жалобы о том, что оспариваемым пунктом 5 вводится дополнительное требование о предоставлении иных документов, не предусмотренных федеральным законодательством, и не может служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 3 октября 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителей заявителей А. и Т. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 5-Г05-145
Текст определения официально опубликован не был