Решение Московского городского суда от 3 октября 2005 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 5-Г05-145 настоящее решение оставлено без изменения
По настоящему делу см. также Определение Московского городского суда от 17 марта 2005 г., отмененное Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 5-Г05-25
Именем Российской Федерации
Московский городской суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-388/2005 по заявлению А., С., В., М., К., Д., Л., Б., О., Р., Е., Ж., Ф., Х., Т. об оспаривании пункта 5 Приложения 2 "Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета" к постановлению Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и по заявлению А. и М. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" полностью, установил:
постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" утверждены:
- Правила регистрации и снятия граждан Российский Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве (приложение 1);
- Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета (приложение 2).
Согласно пункту 5 Приложения 2 Перечня документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета:
при вселении по месту жительства граждан в общежития представляются:
- внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ), с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан;
- письменное согласие на вселение в жилое помещение:
а) нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних граждан;
б) организации, в управлении которой находится жилищный фонд (при вселении граждан в общежитие).
Заявители, являются членами семьи граждан, зарегистрированных в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, дом 9; обратились в суд с требованиями об оспаривании данного пункта в части подпункта "б", обязывающего жилищные органы при вселении граждан в общежитие представлять в органы регистрационного учета письменное согласие организации, в управлении которой находится жилищный фонд, на вселение в жилое помещение. По мнению заявителей, данные положения противоречат федеральному закону и нарушают их права на вселение к членам семьи.
А. и М. просили признать постановление Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" в полном объеме, поскольку оно принято Правительством Москвы с превышением полномочий.
В судебном заседании требования заявителей поддержали их представители по доверенностям адвокаты А., Н., Т.
М. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В ранее состоявшихся судебных заседаниях возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными и не противоречащими требованиям закона.
Выслушав заявителей, их представителей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Б., полагавшего требования всех заявителей необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем обеспечение общественной, экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1 Конституции Российской Федерации). Поэтому наряду с Российской Федерацией органы власти субъектов Российской Федерации также вправе принимать правила регистрационного учета, не изменяя его правового режима и не допуская ограничения прав и свобод граждан.
Меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка в городе Москве в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона города Москвы от 26 февраля 1997 года N 5 "О Правительстве Москвы" (в ред. Законов г. Москвы от 21.11.2001 N 63, от 22.05.2002 N 27, от 06.11.2002 N 55) осуществляет Правительство Москвы.
Таким образом, Правительство Москвы как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе был принять Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве. Следовательно, оспариваемое в целом заявителями А. и М. постановление Правительства Москвы принято в пределах предоставленных ему полномочий. Кроме того, по смыслу части 2 ст. 251 ГПК РФ нормативный правовой акт по мотиву нарушения компетенции может быть оспорен лишь лицами, указанными в данной норме, считающими, что данным правовым актом нарушена их компетенция.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Аналогичные положения содержит и пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512, от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2002 N 599, от 22.12.2004 N 825, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290, Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П), согласно которому гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
В силу положений пункта 2 части 1, части 2 статьи 92 и статьи 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
В качестве специализированных жилых помещений используются помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно статье 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу положений статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Из анализа приведенных выше норм следует, что предоставление жилого помещения в общежитии и соответственно вселение в такое жилое помещение, возможно лишь при наличии решения собственника такого помещения, действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления, т.е. при наличии согласия собственника, что по смыслу пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и является документом, подтверждающим основания для заселения в жилое помещение. Поскольку в силу положений статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к государственному либо к муниципальному жилищному фонду, то они могут быть предоставлены лишь по решению соответствующего уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Соответственно, жилые помещения в общежитиях в городе Москве относятся к жилищному фонду города, находящемуся в собственности города Москвы.
Согласно статье 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (в ред. Законов г. Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-Г01-149) от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Управление собственностью города Москвы осуществляется Правительством Москвы (пункт 3 статьи 13 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы"), которое наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти.
По смыслу приведенных выше норм федерального и московского законодательства, положение оспариваемого пункта, обязывающее жилищные органы при вселении по месту жительства граждан в общежития представлять в органы регистрационного учета письменное согласие на вселение в жилое помещение организации, в управлении которой находится жилищный фонд, полностью соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и нормам действующего Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что собственником здания, в котором находится общежитие по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, дом 9, является город Москва, от имени которого уполномоченный орган - Комитет по управлению имуществом Москвы по договору доверительного управления передал в доверительное управление указанное здание ЗАО "Город". Вопрос о том, является ли обязательным согласие ЗАО "Город" на вселение граждан в данное общежитие, не относится к предмету настоящего спора, и в соответствии с компетенцией, предоставленной суду, проверяющему соответствие оспариваемого нормативного правового акта субъекта Российской Федерации действующему федеральному законодательству, а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, разрешен по существу быть не может.
Доказательств, подтверждающих, что оспариваемым положением Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, нарушены права заявителей, суду не представлено.
Доводы заявителя М. о том, что обжалуемые им Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве не содержат указания на максимальный срок проживания без регистрации для граждан временно проживающих в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, чем противоречат Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, являются несостоятельными. Отсутствие в обжалуемых Правилах указания на данный срок не исключает применение норм Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Более того, заявитель М. проживает в городе Москве в отдельной квартире и зарегистрирован в ней по месту жительства. Следовательно, положение приведенной им в заявлении нормы его прав не затрагивает и не нарушает.
Поскольку обжалуемое заявителями постановление Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" не противоречит федеральному законодательству, не нарушает их прав, оснований для удовлетворения их требований не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ решил:
в удовлетворении заявления А., С., В., М., К., Д., Л., Б., О., Р., Е., Ж., Ф., Х., Т. об оспаривании пункта 5 Приложения 2 "Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета" к постановлению Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" и заявления А. и М. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 06.04.2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" полностью - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 3 октября 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был