Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) основываясь на многочисленных обращениях руководителей управлений Федеральной службы субъектов Российской Федерации о необходимости проведения лабораторных исследований пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки годности которых истекли, по запросам должностных лиц Прокуратуры и Министерства внутренних дел, разъясняет.
Правовые основы, связанные с проведением экспертизы в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях, закреплены соответствующими положениями статей 25.9, 25.14, 26.2, 26.4, 26.5 КоАП Российской Федерации.
При этом согласно части 4 ст. 25.9 КоАП РФ в качестве единственных оснований для отказа от проведения экспертной оценки и подготовки соответствующего заключения являются случаи, связанные с постановкой вопросов, выходящих за пределы специальных познаний эксперта или предоставления ему материалов недостаточных для дачи заключения.
Одновременно с этим, согласно п. 1 ст. 25 Федеральным Законом от 31.03.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе, проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации и уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральный закон от 02.01.2000 г."О качестве и безопасности пищевых продуктов""
Кроме того, согласно п. 5 ст. 5 Федерального Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также в тех случаях когда сроки годности должны быть установлены на товар, но не установлены.
Так как указанные правовые нормы являются императивными и носят обязательный характер, вышеизложенное означает, что исследование такой продукции, в том числе по представлению Прокуратуры и милиции, по мнению Федеральной службы, не целесообразно.
В то же время указанное не исключает необходимость проведения экспертизы данной продукции, с целью установить возможность ее дальнейшего использования для промышленной переработки, на корм скоту и т.д.
Однако решение данного вопроса должно приниматься уже на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом, органом, судьей и согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ отражаться в постановлении по делу об административном правонарушении.
Проведение экспертизы в этом случае должно осуществляться в соответствии с "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении", утвержденным Правительством РФ от 29.09.1997 N 1267, на основании определения, выносимого тем же уполномоченным должностным лицом, органом, судьей в порядке, установленном ст. 26.4 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановление N 1263"
Выше изложенное обозначает, что проведение лабораторных исследований пищевой продукции, сроки годности которой истекли, должно проводиться только с целью решения вопроса о ее дальнейшем использовании.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы, связанные с проведением экспертизы в рамках осуществления производства по делам об административных правонарушениях, закреплены соответствующими положениями статей 25.9, 25.14, 26.2, 26.4, 26.5 КоАП РФ.
В качестве единственных оснований для отказа от проведения экспертной оценки и подготовки соответствующего заключения являются случаи, связанные с постановкой вопросов, выходящих за пределы специальных познаний эксперта или предоставления ему материалов недостаточных для дачи заключения.
Материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе, проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации и уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Запрещается продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также в тех случаях когда сроки годности должны быть установлены на товар, но не установлены.
Так как указанные правовые нормы являются императивными и носят обязательный характер, исследование такой продукции, в том числе по представлению Прокуратуры и милиции, не целесообразно.
В то же время не исключается необходимость проведения экспертизы данной продукции с целью установления возможности ее дальнейшего использования для промышленной переработки, на корм скоту и т.д. Такое решение должно приниматься уже на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом, органом, судьей и отражаться в постановлении по делу. Проведение экспертизы в этом случае должно осуществляться в соответствии с "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении", утвержденным Правительством РФ от 29.09.1997 N 1267.
Таким образом, проведение лабораторных исследований пищевой продукции, сроки годности которой истекли, должно проводиться только с целью решения вопроса о ее дальнейшем использовании.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 августа 2006 г. N 0100/8881-06-32 "О порядке проведения экспертизы продукции с истекшим сроком годности"
Текст письма официально опубликован не был