В связи с многочисленными обращениями Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, по вопросу обращений правоохранительных органов в органы Федерального казначейства с целью привлечения их в уголовные дела потерпевшей стороной, как представителя "Российской Федерации", "государства", "бюджета", "казны", Министерства финансов Российской Федерации, сообщаем согласованную с Минфином России позицию по данному вопросу.
Органы предварительного расследования, наделяя Российскую Федерацию статусом потерпевшего, по уголовному делу, расширительно применяют к уголовно-процессуальным отношениям гражданское законодательство. В то же время, гражданское и уголовно-процессуальное законодательство по-разному определяют степень участия в соответствующих правоотношениях публично-правовых образований.
Так, гражданское законодательство предусматривает, что в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами участвуют также публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 124 ГК РФ). К публично-правовым образованиям, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие в этих правоотношениях юридических лиц (ч. 2 ст. 124 ГК РФ). По общему правилу (ст. 125 ГК РФ) от имени Российской Федерации приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом финансовые органы выступают в судах ответчиками от имени Российской Федерации в случаях предъявления к ней иска о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ).
Уголовно-процессуальное законодательство, напротив, не предусматривает участие публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и гражданских истцов.
Так, в соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный либо моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ).
Следовательно, ни Российская Федерация, ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут быть признаны потерпевшими по уголовному делу. Соответственно, финансовые и иные государственные органы не могут быть в уголовном деле представителями публично-правовых образований.
Защита имущественных интересов Российской Федерации в уголовном процессе осуществляется прокурором, который вправе подать гражданский иск по уголовному делу в защиту интересов государства (ч. 3 ст. 44 УПК РФ).
|
Т.Г. Нестеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу участия в уголовном процессе органов Федерального казначейства в качестве представителей публично-правовых образований разъяснено, что уголовно-процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не предусматривает возможность такого участия.
Поскольку публично-правовые образования не признаются потерпевшими по уголовному делу, органы Федерального казначейства не могут представлять их интересы в уголовном процессе.
Указано, что защита имущественных интересов РФ в уголовном процессе осуществляется прокурором, который вправе подать гражданский иск по уголовному делу в защиту интересов государства.
Письмо Федерального казначейства от 27 июля 2006 г. N 42-7.1-15/9.2-311 "О привлечении представителей органов Федерального казначейства потерпевшими по возбуждаемым уголовным делам"
Текст письма опубликован в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", сентябрь 2006 г., N 38