Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2006 г. N 11366/05 Поскольку отношения между истцом и РФ, вытекающие из соглашения о предоставлении целевого государственного кредита, носят гражданско-правовой характер, то на них распространяются нормы гражданского законодательства о сроке исковой давности

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Суть спора заключается в том, применяются ли положения гражданского законодательства, в частности, нормы о сроке исковой давности, к отношениям по предоставлению и возврату бюджетных кредитов. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не поддержал выводы нижестоящих инстанций о том, что такие отношения носят властно-имущественный и публичный характер, следовательно, к ним не применяется срок исковой давности, установленный ГК РФ, разъяснив следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов. Таким образом, спорные правоотношения, возникшие в связи с предоставлением обществу средств федерального бюджета на основании соглашения о предоставлении кредита, имеют гражданско-правовой характер.

ГК РФ ограничивает возможность привлечения лица к гражданско-правовой ответственности исковой давностью, общий срок которой установлен в три года. Несмотря на то, что уполномоченный орган не обращался с иском о взыскании задолженности, а использовал свое право на бесспорное взыскание бюджетных средств, предоставленное ст. 284 Бюджетного кодекса РФ, общество при оспаривании соответствующего постановления вправе заявить о пропуске срока исковой давности. Это объясняется тем, что БК РФ, ГК РФ не содержат положений, исключающих применение к таким отношениям предельного срока предъявления требований, установленного последним (ГК РФ) как срок исковой давности. Неприменение же срока допускает возможность бессрочного взыскания в бесспорном порядке суммы долга независимо от момента возникновения права требования к должнику, поскольку какой-либо срок, в течение которого может быть вынесено постановление о бесспорном списании задолженности, бюджетным законодательством не предусмотрен. Вместе с тем объем предоставленных должникам гарантий защиты, а также реализация уполномоченными органами полномочий по взысканию в бюджет сумм просроченной задолженности не могут ставиться в зависимость исключительно от того, административный или судебный механизм государственного принуждения избран этим органами, поскольку это противоречит основополагающим принципам российского права. В связи с этим Президиум признал недействительным постановление уполномоченного органа о списании (взыскании) в бесспорном порядке бюджетных денежных средств, вынесенное по истечении срока исковой давности.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2006 г. N 11366/05


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 11