Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. N 856/06
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Сарбаша С.В., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление администрации Ненецкого автономного округа о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2005 по делу N А40-18915/04-31-200 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - администрации Ненецкого автономного округа - Сидоренко О.В.;
от открытого акционерного общества "Северная нефть" - Пиюкова С.Н., Пшеничников В.А., Черняков Д.Н.;
от Министерства природных ресурсов Российской Федерации - Астахова Е.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Администрация Ненецкого автономного округа (далее - администрация округа) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Северная нефть" 31 441 012 долларов США, из них 19 321 520 долларов США основного долга по отчислениям на социально-экономическое развитие территории за период с 10.07.2001 по 31.12.2003 и 12 119 493 долларов США договорной неустойки в виде пеней за просрочку исполнения денежных обязательств на основании положений лицензионных соглашений N НРМ 10998 HP, N НРМ 10999 HP, N НРМ 11000 HP об условиях пользования недрами Нядейюского, Хасырейского, Черпаюского месторождений вала Гамбурцева, расположенных на территории Ненецкого автономного округа.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения по делу администрация округа обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исковых требований до 29 656 168,76 доллара США за счет уменьшения размера начисленной неустойки в результате уточнения методики ее исчисления с одновременным увеличением календарного периода просрочки по состоянию на 20.08.2004.
ОАО "Северная нефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с встречным исковым заявлением о признании недействительными пунктов 4.1-4.4 указанных лицензионных соглашений.
По ходатайству администрации округа к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2004 исковое требование удовлетворено частично: с общества взысканы сумма основного долга в виде 19 326 672 долларов США задолженности по платежам на социально-экономическое развитие и 30 240 634 рубля 13 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательств по платежам на социально-экономическое развитие, в удовлетворении остальной части иска отказано; обществу в удовлетворении встречного искового требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2004 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.02.2005 названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Администрация округа обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исковых требований до 24 892 155, 82 доллара США за счет применения в расчете неустойки ставки рефинансирования по валютным кредитам с одновременным увеличением календарного периода начисления неустойки по состоянию на 31.01.2005.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2005 требование администрации удовлетворено, в удовлетворении встречного искового требования общества отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 решение суда от 31.05.2005 отменено, администрации в удовлетворении иска отказано, встречное исковое требование общества удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.11.2005 постановление суда апелляционной инстанции от 08.09.2005 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции от 08.09.2005 и постановления суда кассационной инстанции от 18.11.2005 администрация округа просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление общество просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В отзыве на заявление Министерство природных ресурсов Российской Федерации просит отменить указанные судебные акты, соглашаясь с доводами, приведенными администрацией округа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые постановление суда апелляционной инстанции от 08.09.2005 и постановление суда кассационной инстанции от 18.11.2005 подлежат отмене, решение суда первой инстанции от 31.05.2005 - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Во исполнение совместного постановления Министерства природных ресурсов Российской Федерации и администрации Ненецкого автономного округа от 24.11.2000 N 62 "О проведении конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи углеводородного сырья на вале Гамбурцева, расположенном в Ненецком автономном округе" был проведен конкурс на право пользования недрами в этом автономном округе, по итогам которого победителем признано общество.
Право пользования обществом тремя месторождениями вала Гамбурцева удостоверено лицензиями N НРМ 10998 HP, N НРМ 10999 HP и N НРМ 11000 HP, неотъемлемой частью которых являются лицензионные соглашения, подписанные между администрацией округа, обществом и Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В названных лицензионных соглашениях наряду с условиями, предусмотренными статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), определены условия исполнения обществом денежных обязательств в виде отчислений на социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа, размеры денежных обязательств, порядок и формы их исполнения (пункты 4.1-4.4).
Однако принятые согласно этим пунктам обязательства исполнены обществом по состоянию на 23.03.2004 частично: в сумме 10 678 480 долларов США.
В связи с неисполнением обществом обязательств в полном объеме администрация округа обратилась в арбитражный суд с упомянутым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование администрации о взыскании с общества сумм основного долга и неустойки, исходил из того, что ответчик не исполнил принятые на себя обязательства по гражданско-правовой сделке.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая администрации в удовлетворении иска, пришли к выводу о несоответствии пунктов 4.1-4.4 лицензионных соглашений части 3 статьи 11 Закона о недрах.
Между тем этот вывод судов апелляционной и кассационной инстанций является неправильным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться условиями, непосредственно не установленными Законом, но не противоречащими ему.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о недрах между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Частью 3 статьи 13.1 Закона о недрах предусмотрено, что одним из основных критериев для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр является вклад в социально-экономическое развитие территории.
Таким образом, включение в лицензионное соглашение условий об отчислениях на социально-экономическое развитие территории не противоречит закону и не может быть признано недействительным на этом основании.
Не может служить основанием для признания лицензионного соглашения недействительным в указанной части и довод общества о несоответствии его условий конкурсным предложениям общества, согласно которым предполагалось выделение средств на социально-экономическое развитие территории за счет прибыли от реализации проекта, поскольку в данном случае речь идет об источнике финансирования участия общества в социально-экономическом развитии, а не о моменте, с которого оно будет осуществляться. Условия лицензионных соглашений о сроках исполнения денежных обязательств не противоречат законодательству и при заключении соглашений приняты обществом без возражений.
Следовательно, у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для вывода о несоответствии пунктов 4.1-4.4 упомянутых лицензионных соглашений требованиям Закона о недрах.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2005 по делу N А40-18915/04-31-200 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2005 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Спор возник в связи с неисполнением АО условий лицензионного соглашения, в соответствии с которым общество, получая право пользования недрами, было обязано производить отчисления на социально-экономическое развитие региона. По мнению недропользователя, указанное условие должно быть признано недействительным.
Как пояснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона РФ "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться условиями, непосредственно не установленными Законом, но не противоречащими ему. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Ч. 3 ст. 13.1 Закона о недрах предусмотрено, что одним из основных критериев для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр является вклад в социально-экономическое развитие территории. Таким образом, включение в лицензионное соглашение условий об отчислениях на социально-экономическое развитие территории не противоречит закону и не может быть признано недействительным на этом основании. В связи с этим суды апелляционной и кассационной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции, пришли к неправильному выводу о несоответствии указанного условия лицензионного соглашения Закону о недрах. На этом основании Президиум оставил в силе решение суда первой инстанции, в соответствии с которым с общества была взыскана задолженность по указанным отчислениям.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. N 856/06
Текст Постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 12