Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 октября 2006 г. N 03-03-04/2/226
См. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/2/60
Вопрос: В целях осуществления своей деятельности ООО (далее - Банк) направляет своих сотрудников в командировки. При этом для документального оформления командировки используются следующие унифицированные формы первичных документов:
- приказ о командировке (форма Т-9);
- командировочное удостоверение (форма Т-10);
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма Т-10а).
В соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ, изложенными в письме от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/442, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма Т-9) и командировочное удостоверение (форма Т-10) имеют одно и то же назначение. Таким образом, можно сделать вывод, что Банк может в локальном нормативном акте установить только один из данных документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку.
В этой связи просим Вас разъяснить, вправе ли Банк оформлять служебную командировку приказом о направлении сотрудника в командировку и не оформлять при этом командировочное удостоверение. Является ли это достаточным основанием для документального подтверждения командировочных расходов (помимо первичных документов, подтверждающих проживание и проезд командированного сотрудника) в бухгалтерском и налоговом учете в случае принятия соответствующего внутреннего регламента?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке документального подтверждения расходов на командировки для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, которые включают в себя, в том числе, расходы по найму жилого помещения.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются, во-первых, документами, подтверждающими производственный характер командировки, во-вторых, документами, на основании которых определяется ее продолжительность.
Таким образом, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и тоже назначение.
Исходя из вышеизложенного, организация может в локальном нормативном акте установить перечень документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку.
В частности, это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) выдача ему командировочного удостоверения, так как по нашему мнению, параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, организация может в локальном нормативном акте установить перечень документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку. Это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) командировочное удостоверение.
Минфин поясняет, что приказ (распоряжение) о направлении в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и тоже назначение, поэтому параллельное составление этих двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным для целей налогообложения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 октября 2006 г. N 03-03-04/2/226
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 14 ноября 2006 г. N 44