Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/753
См. комментарии к настоящему письму
Вопрос: ОАО в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обращается за разъяснением порядка применения п. 3 ст. 260 и ст. 324 НК РФ по созданию резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств.
В течение 2002-2006 гг. Общество при формировании резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, включая накопление в течение ряда лет средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта (стекловаренных печей), руководствовалось и продолжает руководствоваться разъяснениями и примером, приведенными в п. 5.5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Вместе с тем Приказом ФНС РФ от 21.04.2005 N САЭ-3-02/173@ данные Методические рекомендации признаны утратившими силу, кроме того, в настоящее время разъяснять вопросы применения законодательства о налогах и сборах уполномочен только Минфин РФ (ст. 34.2 НК РФ).
В этой связи, учитывая, что с момента издания указанных Методических рекомендаций изменений в ст. 260 и 324 НК РФ не вносилось, просим пояснить, правомерно ли и сегодня продолжать руководствоваться изложенным в Методических рекомендациях порядком (примером) формирования резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, соответствует ли он позиции Минфина РФ по данному вопросу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 324 Кодекса при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.
При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств в налоговую базу по налогу на прибыль налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.
Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.
Если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/753
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 28 ноября 2006 г. N 23