Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, К.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина О.А. Брозгуля вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданину О.А. Брозгулю - пенсионеру по старости с 1991 года, длительное время работавшему (до увольнения в 1988 году) в органах государственного управления Союза ССР, Пенсионным фондом Российской Федерации было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с тем, что он не состоял на должностях федеральной государственной службы Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.А. Брозгуль оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи 4, статьи 5, пункта 1 статьи 7 и статьи 19 названного Закона, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", определяющей государственные должности категории "А".
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, как не допускающие назначение пенсии за выслугу лет гражданам, работавшим в органах государственной власти и управления Союза ССР и уволенным из них, нарушают конституционный принцип равенства при реализации пенсионных прав граждан.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.А Брозгулем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, общий порядок назначения и предусматривать особенности приобретения права на отдельные виды пенсий.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел в качестве условий возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих (к которым согласно статье 2 данного Федерального закона относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и включенные в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих") наличие определенной продолжительности стажа государственной службы и увольнение с замещаемой должности федеральной государственной службы по основаниям, указанным в пункте 1 его статьи 7.
При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы (за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией или сокращением штата), имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (часть вторая пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Эти условия в равной мере распространяются на всех государственных служащих, в том числе уволившихся с государственной службы до принятия Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Тем самым лица, относящиеся к одной и той же категории государственных служащих, ставятся законодателем в одинаковое положение, что не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Заявитель на момент увольнения должность федеральной государственной службы Российской Федерации не замещал, а потому право на пенсию за выслугу лет не приобрел. Это, однако, не означает, что он лишен гарантированного каждому конституционного права на получение пенсии. Его пенсионное обеспечение по старости осуществляется на общих основаниях, т.е. в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По сути, О.А. Брозгуль ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее пенсионное законодательство - о приравнивании службы в органах государственной власти и управления Союза ССР к федеральной государственной службе Российской Федерации, дающей право на назначение пенсий за выслугу лет на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Что касается подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", то он был признан утратившим силу пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации", т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому его положения по смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не могут быть предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который в процессе конституционного судопроизводства оценивает конституционность только действующих нормативных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брозгуля Олега Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. N 379-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брозгуля Олега Александровича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 4, статьи 5, пункта 1 статьи 7, статьи 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 1