Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 21 ноября 2006 г. N 7290/06
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление федерального государственного унитарного предприятия "488 военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.10.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 21.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7840/2005-16 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.05.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "488 военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации - Шемет А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Руководителем Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска (далее - инспекция) 29.06.2005 вынесено решение N 527 по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество за 2004 год, согласно которому федеральное государственное унитарное предприятие "488 военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие) привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на имущество в виде 39 284 рублей штрафа. Кроме того, предприятию предложено уплатить 196 419 рублей налога на имущество и 22 433 рубля пеней.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод инспекции о неправомерном применении предприятием льготы, установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным названного решения инспекции, ссылаясь на наличие у него права на льготу, поскольку предприятие создано для выполнения государственного оборонного заказа и обеспечения обороноспособности страны и на нем предусмотрено прохождение военной службы.
Решением суда первой инстанции от 21.10.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2005 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 11.05.2006 оставил указанные судебные акты без изменения.
При этом суды исходили из того, что названная льгота подлежит применению только в отношении имущества федеральных органов исполнительной власти.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций предприятие просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений действующего налогового законодательства, повлекшее нарушение единообразия в толковании и применении норм права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании решения инспекции недействительным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя предприятия, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Закона).
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как следует из пункта 12 статьи 1 Закона об обороне, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Вместе с тем на праве оперативного управления имущество передается учреждениям, а в хозяйственном ведении находится у государственных и муниципальных предприятий (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в целях применения статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с уставом предприятие создано на основании приказа Особой Дальневосточной Красной армии от 19.04.1932 N 74/39, учреждено и находится в ведомственном подчинении Минобороны России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
На предприятии предусмотрено прохождение военной службы, что подтверждается штатным расписанием предприятия и инспекцией не оспаривается.
Имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 устава).
Следовательно, предприятие отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно применило льготу по налогу на имущество.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 21.10.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 21.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7840/2005-16 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.05.2006 по тому же делу отменить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска от 29.06.2005 N 527 признать недействительным.
Председательствующий |
В.Н. Исайчев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил состоявшиеся судебные акты и признал, что предприятие, находящееся в ведомственном подчинении Минобороны России, вправе применять льготу по налогу на имущество, установленную ст. 374 НК РФ.
Поясняется, что в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ Следовательно, в целях применения ст. 374 НК РФ имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Поскольку предприятие-налогоплательщик учреждено и находится в ведомственном подчинении Минобороны России, на предприятии предусмотрено прохождение военной службы, его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, предприятие отвечает всем требованиям, установленным указанной нормой НК РФ, и обоснованно применило льготу по налогу на имущество. В связи с этим налоговый орган незаконно привлек предприятие к ответственности за неполную уплату налога, а нижестоящие суды необоснованно признали, что названная льгота подлежит применению только в отношении имущества федеральных органов исполнительной власти.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2006 г. N 7290/06
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 2