СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 16 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Гючер В.А.на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 ноября 2013 года, по которому
исковые требования Гючер В.А.к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" о признании права на предоставление мер социальной поддержки оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., объяснение Гючер В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гючер В.А. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" о признании права на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям.
В судебном заседании истец и ее представитель Кондратова И.В. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика Костина Г.Н. исковые требования не признала.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гючер В.А. просит отменить судебное постановление, по мотивам того, что региональный законодатель в отличие от других регионов не включил детей, обучающихся по дневной форме обучения, до достижения ими 23 лет, в перечень лиц, дающих основание для получения необходимого социального статуса.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
На заседании суда апелляционной инстанции Гючер В.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность решения суда, исходя из доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что Гючер В.А. является матерью Гючер Эс.С.Д., "Дата обезличена"рождения, Гючер Эк.С.Д., "Дата обезличена"рождения, и Николаева А.А., "Дата обезличена"рождения.
По результатам рассмотрения заявления Гючер В.А. от 23 июля 2012 года о предоставлении мер социальной поддержки по категории "многодетная семья" 30 июля 2012 года ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района" выдано соответствующее удостоверение. В связи с достижением Гючер Эс.С.Д.совершеннолетия оказание мер социальной поддержки прекращено.
Правоотношения в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне регламентированы Конституцией РФ, Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" части 1 статьи 72). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Из изложенного следует, что субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета.
В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.
Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. от 24 июня 2013 года) определено, что многодетной семьей является семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей.
Суд, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что законодатель не предусмотрел право на сохранение социальной поддержки за многодетными семьями с детьми, достигшими совершеннолетия, находящимися на иждивении родителей и продолжающими обучение на дневных отделениях в образовательных учреждениях, до достижения ими возраста 23 лет.
Этот вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Возложив своим решением на орган социальной защиты, как о том просил заявитель, обязанность по признанию права на предоставление мер социальной поддержки, суд, тем самым нарушил бы публичные права органа исполнительной власти в лице Правительства Республики Коми по решению вопросов, относящихся сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.
С учетом изложенного, доводы жалобы не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гючер В.А.- без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.