I. Общие положения
1. Настоящие Временные рекомендации разработаны для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальных органов на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
Термины, применяемые в настоящих Временных рекомендациях, имеют значения, тождественные значениям, используемым в вышеуказанных нормативных правовых актах.
2. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется должностными лицами Ростехнадзора и/или должностными лицами его территориальных органов.
3. Приказ (распоряжение) о назначении должностного лица (должностных лиц) Ростехнадзора для проведения государственного строительного надзора применительно к объекту капитального строительства издается руководителем Ростехнадзора в следующих случаях:
а) для проведения проверок назначаются должностные лица центрального аппарата Ростехнадзора либо одновременно центрального аппарата Ростехнадзора и территориального органа (территориальных органов) Ростехнадзора;
б) объект капитального строительства располагается в пределах действия полномочий двух и более территориальных органов Ростехнадзора.
Приказ (распоряжение) о назначении должностного лица (должностных лиц) Ростехнадзора для проведения государственного строительного надзора издается руководителем территориального органа Ростехнадзора в остальных случаях.
4. Основанием для издания приказов (распоряжений), указанных в пункте 3 настоящих Временных рекомендаций, является получение Ростехнадзором следующих сведений:
а) извещения застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) копии разрешения на строительство от органа, выдавшего такое разрешение в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) обращения физического и/или юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
г) информации в процессе осуществления должностными лицами Ростехнадзора иных надзорных полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
5. В целях подготовки проекта приказа (распоряжения) для издания его руководителем Ростехнадзора или руководителями территориальных органов Ростехнадзора в порядке, указанном в пункте 3 настоящих Временных рекомендаций, должностные лица Ростехнадзора, которыми готовится проект указанного приказа (распоряжения), проверяют, относится ли объект, в отношении которого получены сведения, указанные в подпунктах а) - в) пункта 4 настоящих Временных рекомендаций, к объектам капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором.
В случае установления, что объект, в отношении которого получены сведения, указанные в подпунктах а) - в) пункта 4 настоящих Временных рекомендаций, не является объектом капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которого государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором, полученные сведения подлежат направлению по подведомственности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней.
II. Порядок проведения проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации
6. Должностное лицо (должностные лица), назначенное (назначенные) приказом (распоряжением) руководителя Ростехнадзора или руководителя территориального органа Ростехнадзора, для осуществления государственного строительного надзора применительно к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - должностные лица Ростехнадзора) приступают к формированию дела объекта капитального строительства и составлению программы проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - проверки)
7. В дело объекта капитального строительства, формирование которого предусмотрено пунктом 6 настоящих Временных рекомендаций, включаются в хронологическом порядке все документы, составленные либо полученные должностными лицами Ростехнадзора при осуществлении государственного строительного надзора, за исключением документов, составляемых при привлечении виновных в совершении административных правонарушениях лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые подлежат включению в отдельное дело.
8. Программа проверок, составление которой предусмотрено пунктом 6 настоящих Временных рекомендаций, разрабатывается с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В программу проверок могут вноситься изменения в следующих случаях:
а) внесения изменений в проектную документацию в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
б) в целях проверки устранения нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), ранее выявленных должностными лицам Ростехнадзора и/или представителями строительного контроля.
Программа проверок подлежит утверждению руководителем Ростехнадзора/или руководителем территориального органа Ростехнадзора, издавшим приказ (распоряжение) о назначении должностных лиц Ростехнадзора для осуществления государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 3 настоящих Временных рекомендаций. Изменения в программу проверок подлежат утверждению в том же порядке.
9. Для формирования дела объекта капитального строительства и составления программы проверок должностные лица Ростехнадзора в случае отсутствия сведений, достаточных для формирования дела и/или подготовки программы проверок, вправе запросить указанные сведения у следующих лиц:
а) застройщика, других субъектов градостроительных отношений;
б) органа государственной власти, органа местного самоуправления, располагающего в соответствии со своей компетенцией данными о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
в) должностных лиц Ростехнадзора, располагающих информацией о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в связи с осуществлением иных надзорных полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
10. После открытия дела объекта капитального строительства и утверждения программы проверок в соответствии с пунктом 8 настоящих Временных рекомендаций должностные лица Ростехнадзора приступают к проведению проверок.
Проверки проводятся должностными лицами Ростехнадзора в следующих случаях:
а) на основании утвержденной в соответствии с пунктом 8 настоящих Временных рекомендаций программы проведения проверок;
б) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
в) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
г) получения обращений физического и/или юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, если такой объект подпадает под осуществление государственного строительного надзора Ростехнадзором.
11. В случае проведения проверки в соответствии с подпунктом а) пункта 10 настоящих Временных рекомендаций издания дополнительного приказа (распоряжения) руководителем Ростехнадзора/или руководителем территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки не требуется.
В случае проведения проверок в соответствии с подпунктами б) - г) пункта 10 настоящих Временных рекомендаций требуется издания приказа (распоряжения) для проведения каждой проверки. Приказы (распоряжения) о проведении проверок издаются руководителем Ростехнадзора/или руководителем территориального органа Ростехнадзора, издавшим приказ (распоряжение) о назначении должностных лиц Ростехнадзора для осуществления государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 3 настоящих Временных рекомендаций.
В приказе (распоряжении) о проведении проверки указываются следующие данные: наименование должностных лиц Ростехнадзора, предмет проверки (перечень работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также иных вопросов, подлежащих проверке), сроки ее проведения, иные сведения, необходимые для проведения проверки.
12. При проведении проверок должностными лицами Ростехнадзора определяется соответствие выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).
13. При проведении проверки должностными лицами Ростехнадзора осуществляются следующие действия:
а) рассмотрение представленных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки материалов и документов, связанных с выполнением работ, а также применением строительных материалов (изделий);
б) проведение визуального осмотра выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, конструкции, материалы (изделия));
в) оформление результатов проверки;
г) осуществление действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Последовательность действий, предусмотренных подпунктами а) - г) настоящего пункта, определяется должностными лицами Ростехнадзора самостоятельно при проведении проверки.
14. Посредством применения визуального осмотра должностными лицами Ростехнадзора проверяется:
а) соблюдение требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам, входящим в предмет проверки;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, применительно к выполненным работам, входящим в предмет проверки;
в) устранение выявленных ранее должностными лицам Ростехнадзора и/или представителями строительного контроля нарушений;
г) соблюдение запрета приступать к выполнению последующих работ, которые оказывают влияние на безопасность строительных конструкций, досоставления акта об устранении нарушений выявленных при проведении строительного контроля и/или осуществлении государственного строительного надзора.
15. После проведения визуального осмотра объекта капитального строительства либо одновременно с таким осмотром должностными лицами Ростехнадзора проверяется исполнительная документация, составленная при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе:
а) акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль над выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ;
б) ведение общего и/или специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ;
в) акты об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок должностными лицам Ростехнадзора и/или представителями строительного контроля нарушений;
г) материалы проведения экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и/или применяемых строительных материалов (изделий);
д) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, платежные документы, подтверждающие уплату штрафных санкций.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
17. Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением Ростехнадзором экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Должностные лица Ростехнадзора при проведении проверок вправе требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов только в том случае, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено.
Результаты экспертиз, обследований и испытаний оформляются актом, один экземпляр которого подшивается в дело объекта капитального строительства.
18. По результатам проведенной проверки должностные лица Ростехнадзора вносят записи в общий и/или специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ.
Указанные записи должны содержать данные о дате проведенных должностными лицами Ростехнадзора проверках, предмете проверок, предписаниях об устранении выявленных нарушений, сведения о выполнении указанных предписаний, а также о выданных заключениях о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства названным требованиям или решениях об отказе в выдаче таких заключений.
Внесенные записи удостоверяются подписями должностных лиц Ростехнадзора.
19. В случае выявления должностными лицами Ростехнадзора нарушений составляется акт проверки (Приложение N 1), являющийся основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений (Приложение N 2).
К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии).
Акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) или их представителям на основании надлежащим образом оформленного документа о представительстве. Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле объекта капитального строительства.
III. Особенности проведения итоговой проверки соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации
20. При получении должностными лицами Ростехнадзора извещения от застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства указанными должностными лицами рассматривается вопрос о проведении итоговой проверки соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка).
Указанное извещение направляется застройщиком или заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, устранения всех нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и предоставления всех необходимых для проведения итоговой проверки документов и материалов.
21. Итоговая проверка назначается распоряжением (приказом) руководителя Ростехнадзора/или руководителя территориального органа Ростехнадзора, издавшего приказ (распоряжение) о назначении должностных лиц Ростехнадзора для осуществления государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 3 настоящих Временных рекомендаций.
При отсутствии материалов и документов, связанных с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий), включая общие и специальные журналы, в которых осуществлялся учет выполненных работ, исполнительную документацию, итоговая проверка не назначается.
22. При проведении итоговый проверки соблюдается порядок проведения проверки, предусмотренный пунктами 13 - 18 настоящих Временных рекомендаций, с учетом требований настоящего пункта:
а) визуальному осмотру при проведении итоговой проверки подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме, включая отдельные выполненные работы, примененные конструкции, материалы (изделия);
б) должностные лица Ростехнадзора проверяют устранение всех нарушений, выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
23. Результаты проведенной итоговой проверки оформляются актом итоговой проверки (Приложение N 3), являющимся основанием для обращения застройщиком или заказчиком за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).
IV. Порядок выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации
24. Заключение о соответствии (Приложение N 4) или решение об отказе в выдаче такого заключения (Приложение N 5) выдается должностными лицами Ростехнадзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты соответствующего обращения за выдачей заключения.
25. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностными лицами Ростехнадзора, осуществлявшими итоговую проверку, и утверждается распоряжением (приказом) руководителя Ростехнадзора/или руководителя территориального органа Ростехнадзора, издавшего приказ (распоряжение) о назначении должностных лиц Ростехнадзора для осуществления государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 3 настоящих Временных рекомендаций.
26. Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается должностными лицами Ростехнадзора застройщику или заказчику, обратившемуся за выдачей заключения, или их представителям на основании надлежащим образом оформленного документа о представительстве. Второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле объекта капитального строительства.
27. Принятие должностными лицами Ростехнадзора решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия должностными лицами Ростехнадзора указанного решения.
V. Привлечение к административной ответственности при обнаружении действий или бездействия, подпадающих под составы административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
28. Должностные лица Ростехнадзора при обнаружении действий или бездействия, подпадающих под составы административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, включая составы административных правонарушений, предусмотренные статьями 9.4, 9.5, 19.4 - 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют протоколы об административных правонарушениях и/или рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
До внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
а) руководитель Ростехнадзора, его заместители осуществляют полномочия соответственно начальника главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, его заместителей;
б) руководители территориальных органов Ростехнадзора, их заместители осуществляют полномочия соответственно начальников инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, их заместителей.
Установлен порядок государственного строительного надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют гостайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры ВС РФ.
Основанием для проведения надзора является получение Ростехнадзором: извещения застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капремонта указанных объектов; копии разрешения на строительство от органа, выдавшего такое разрешение; обращения физического и/или юридического лица, органа власти о строительстве, реконструкции, капремонте; информации в процессе осуществления должностными лицами Ростехнадзора иных надзорных полномочий.
Временные рекомендации по проведению проверок соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также по выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (приложение к письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 ноября 2006 г. N КЧ-48/1054)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", февраль 2007 г., N 2