Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 23 января 2007 г. N 03-03-06/1/28
См. комментарии к настоящему письму
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/871
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.
Расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщиков, в отношении которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Так, согласно Официальному сообщению Банка России от 02.06.2003 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности", с 1 января 2004 года предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
По нашему мнению, налогоплательщики, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе расходов на аудит не учитывают.
В то же время необходимо отметить, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в статье 264 Кодекса, является открытым, и организация может учесть расходы по составлению отчетности по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы удовлетворяют требованиям статьи 252 Кодекса в части экономической обоснованности.
В частности, в случае, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, который составляет консолидированную отчетность по МСФО, считаем правомерным учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на составление отчетности по МСФО согласно пункту 49 статьи 264 Кодекса, так и расходы на проведение аудиторской проверки такой отчетности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса"
При этом, по нашему мнению, включение указанных затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу не зависит ни от организационно-правовой формы иностранной компании-акционера, ни от доли ее участия в уставном капитале российского резидента.
Заместитель директора департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Налоговому кодексу РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги. Расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, теми налогоплательщиками, которые обязаны представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. В частности, с 1 января 2004 года на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО перешли все кредитные организации. Налогоплательщики же, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе расходов на аудит не учитывают.
Вместе с тем, перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым, и организация может учесть расходы по составлению отчетности по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы являются экономически обоснованными. Так, в случае, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи иностранной компании-акционеру, составляющей консолидированную отчетность по МСФО, Минфин России считает правомерным учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на составление отчетности по МСФО, так и расходы на проведение аудиторской проверки такой отчетности. При этом включение указанных затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, не зависит ни от организационно-правовой формы иностранной компании-акционера, ни от доли ее участия в уставном капитале российского резидента.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 января 2007 г. N 03-03-06/1/28
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 20 февраля 2007 г. N 4