Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2006 г. N 183н
"Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Приказом Минфина РФ от 20 мая 2008 г. N 55н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446), Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023; N 47, ст. 4880; N 52, ст. 5690; 2006, N 14, ст. 1509), подпунктами 5.1. и 5.10. пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2676), подпунктом 5.1. пункта 5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 127н* ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28 февраля 2005 г.; "Российская газета", N 42, 3 марта 2005 г.), подпунктом 5.2.29. пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2006, N 32, ст. 3569; N 47 ст. 4900) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2. Признать утратившим силу приказ Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73 "Об утверждении Положения "О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2003 г., регистрационный номер 4902; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 48, 1 декабря 2003 г.; "Российская газета", N 145, 22 июля 2003 г.).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу В.А. Зубкова.
Министр |
А.Л. Кудрин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2007 г.
Регистрационный N 9109
------------------------------
* зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2005 г., рег. N 6337.
Положение
о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(утв. приказом Минфина РФ от 26 декабря 2006 г. N 183н)
См. Положение о порядке осуществления Росфинмониторингом контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденное приказом Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. N 131
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) и межрегиональными управлениями Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральным округам (далее - территориальные органы) контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля.
2. Настоящее Положение распространяется на следующие организации, указанные в статье 5 Федерального закона:
- лизинговые компании;
- ломбарды;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
II. Проведение проверок Росфинмониторингом и его территориальными органами
3. Проверки организаций могут проводиться как по месту нахождения Росфинмониторинга и его территориальных органов (далее по тексту - камеральные проверки), так и по месту нахождения проверяемой организации (далее по тексту - выездные проверки).
Проверке подлежит любой период деятельности организации, начиная с 1 февраля 2002 г. - даты вступления в силу Федерального закона, а для организаций, включенных в статью 5 Федерального закона позднее указанной даты, - с момента вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений, установленных Федеральным законом.
4. Проверка проводится на основании приказа, подписанного руководителем Росфинмониторинга (уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа (уполномоченным им должностным лицом), заверенного печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Приказ о проведении проверки должен содержать:
- цель проводимой проверки;
- наименование организации, в которой проводится проверка, место нахождения организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- период деятельности организации, подлежащий проверке;
- фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (ых) на проведение проверки;
- дату начала и дату окончания проверки.
Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации может проводиться только по приказу руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица) на основании мотивированного обращения руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица).
5. В ходе проверки организации могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления на основании распорядительных документов о его назначении;
- соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям к таким специальным должностным лицам, установленным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям Федерального закона;
- соблюдение организацией требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- соблюдение организацией требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов к идентификации клиентов организации и выгодоприобретателей;
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом;
- соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом.
6. Камеральные проверки проводятся путем анализа имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа) информации о проверяемой организации, а также сведений и документов, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов согласно приложению 1 к настоящему Положению.
7. Запрос Росфинмониторинга или его территориального органа на представление сведений и документов при проведении камеральной проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Днем получения организацией запроса Росфинмониторинга или его территориального органа считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.
8. Организация обязана представить Росфинмониторингу или его территориальному органу сведения и документы, необходимые для проведения камеральной проверки, в течение 7 календарных дней со дня получения запроса.
9. Организация представляет Росфинмониторингу или его территориальному органу сведения и документы, необходимые для проведения камеральной проверки, путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или представления непосредственно Росфинмониторингу (территориальному органу) представителем организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Днем представления организацией сведений и документов Росфинмониторингу или его территориальному органу считается:
для сведений и документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
для сведений и документов, представленных непосредственно представителем организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, - дата, указанная в отметке Росфинмониторинга или его территориального органа о принятии сведений и документов.
10. По результатам камеральной проверки должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(ими) проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.
Второй экземпляр акта камеральной проверки не позднее трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается представителю организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта получения акта проверки.
11. Выездные проверки осуществляются путем анализа документов и иной информации, истребованных от организации, а также информации о проверяемой организации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа).
12*. Выездная проверка в отношении одной организации может быть проведена не более чем один раз в полгода.
13. Срок проведения выездной проверки не может превышать 30 календарных дней.
По письменному мотивированному обращению должностного(ых) лица (лиц), осуществляющего(их) проверку, срок проведения выездной проверки может быть продлен приказом руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица), руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица) не более чем на 30 календарных дней.
14. Приказ о проведении выездной проверки (продлении срока ее проведения) предъявляется должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(и) проверку, руководителю или уполномоченному им представителю организации одновременно со служебным(и) удостоверением(ями).
15. По результатам выездной проверки должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, осуществляющим(ими) проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
К акту выездной проверки прилагаются заверенные подписью руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) и печатью организации копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях Федерального закона.
Оба экземпляра акта выездной проверки подписываются должностным(и) лицом(ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(и) на проведение проверки.
Второй экземпляр акта выездной проверки вручается не позднее следующего рабочего дня после даты составления акта проверки руководителю организации (уполномоченному им представителю организации) под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта ознакомления руководителя организации (уполномоченного представителя организации) с актом проверки или направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
16. В случае отказа руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) подписать акт выездной проверки, должностные лица Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченные на проведение проверки, делают соответствующую отметку на каждом экземпляре акта проверки.
------------------------------
* В соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Приложение 1
На бланке Федеральной службы по
финансовому мониторингу
(межрегионального управления
Федеральной службы по
финансовому мониторингу)
____________________________________________
(наименование организации)
____________________________________________
(адрес организации)
Запрос
на представление сведений и документов
На основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон),
Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 июня 2004 г. N 307, проводится проверка исполнения
___________________________________ требований Федерального закона.
(наименование организации)
В связи с проведением проверки необходимо представить в Федеральную
службу по финансовому мониторингу (межрегиональное управление Федеральной
службы по финансовому мониторингу по ___________________ федеральному
округу) в течение 7 календарных дней со дня получения настоящего запроса
сведения по прилагаемой форме, а также следующие документы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указываются учредительные документы, документы, подтверждающие
государственную регистрацию организации и полномочия ее руководителя,
лицензии (в случае лицензирования отдельных видов деятельности), а также
иные документы и информация, необходимые для проверки исполнения
требований Федерального закона)
Примечание:
Документы представляются в виде копий при сопроводительном письме за
подписью руководителя организации или уполномоченного им представителя
организации. Копия каждого листа документа должна содержать надпись
"Копия верна" и быть заверена подписью руководителя организации
(уполномоченного им представителя организации) с указанием даты заверения
копии, а также оттиском печати организации.
Приложение: на_____листах.
Руководитель Федеральной службы
по финансовому мониторингу
или иное уполномоченное им
должностное лицо
(Руководитель межрегионального управления
Федеральной службы
по финансовому мониторингу
или иное уполномоченное им
должностное лицо)
Сведения
за период с "__"__________ 20__ г. по "___"__________ 20__ г.
1. | Идентификационные сведения: - полное наименование организации; - осуществляемые виды деятельности (применительно к статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"); - место нахождения организации; - адрес (место фактической деятельности); - ОГРН, ИНН; - номер телефона, факса |
||
2. | Состоит ли организация на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу? |
||
Да | Нет | ||
2.1. | Учетный номер организации | ||
3. | Разработаны ли организацией правила внутреннего контроля и программы его осуществления в целях исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"? |
||
Да | Нет | ||
3.1. | Дата утверждения правил внутреннего контроля руководителем организации |
||
3.2. | Номер и дата уведомления о согласовании правил внутреннего контроля в Федеральной службе по финансовому мониторингу |
||
3.3. | Дата направления правил внутреннего контроля на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу |
||
заполняется в случае, если правила внутреннего контроля не прошли согласование |
|||
4. | Назначено ли специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления? |
||
Да | Нет | ||
4.1. | Фамилия, имя, отчество, должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления |
||
5. | Количество операций, подлежащих обязательному контролю, совершенных организацией за период с "__"_____ 20__ г. по "__"_____ 20__ г. (период согласно запросу) |
||
6. | Количество сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, направленных в Федеральную службу по финансовому мониторингу за период с "__"_____ 20__ г. по "__"_____ 20__ г. |
||
7. | Количество сообщений об операциях, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направленных в Федеральную службу по финансовому мониторингу за период с "__"_____ 20__ г. по "__"_____ 20__ г. |
||
8. | Количество направленных в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом за период с "__"_____ 20__ г. по "__"_____ 20__ г. |
||
9. | Указать причины, по которым сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись |
||
заполняется в случае, если организация не направляла сведения |
Руководитель
организации
(уполномоченный им
представитель организации)
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата составления сведений: "___"_________20__г.
М.П. организации
Приложение 2
Акт проверки N ______
исполнения требований Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма"
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации, основной государственный
регистрационный номер)
_________________________________ ________________________________
(место составления акта проверки) (дата составления акта проверки)
На основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон),
постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому
мониторингу" и в соответствии с приказом Федеральной службы по
финансовому мониторингу (межрегионального управления Федеральной службы
по финансовому мониторингу по ______________ федеральному округу) от
_________ N ____ комиссия в составе:
_________________________________________________________________________
(должности, Ф.И.О. должностных лиц, уполномоченных на проведение
проверки)
провела по месту нахождения организации (по месту нахождения
Росфинмониторинга или межрегионального управления Федеральной службы по
финансовому мониторингу по _____________ федеральному округу) проверку
исполнения
_________________________________________________________________________
(полное и краткое наименование организации)
требований Федерального закона за период с ____________ по _____________.
1. Вводная часть (цель проверки, дата начала и окончания проверки,
указание документов, подтверждающих полномочия руководителя проверяемой
организации, специального должностного лица, ответственного за соблюдение
правил внутреннего контроля, и иных необходимых для проведения проверки
сведений)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Описательная часть
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Заключительная часть (сведения о результатах проверки, в том
числе о выявленных нарушениях)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложение: на___л.
Настоящий акт составлен в двух экземплярах.
Должностные лица Федеральной службы
по финансовому мониторингу
(межрегионального управления
Федеральной службы по финансовому
мониторингу), уполномоченные на
проведение проверки ____________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О.)
____________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О.)
____________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росфинмониторинг является органом, специально уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Положение устанавливает процедуру осуществления Росфинмониторингом и территориальными органами Росфинмониторинга контроля за исполнением организациями названных требований в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля.
Действие Положение распространяется на лизинговые компании, ломбарды, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, либо организующие и проводящие основанные на риске игры, и на организации, оказывающие посреднические услуги по сделкам купли-продажи недвижимости.
Предусмотрено проведение камеральных и выездных проверок.
Определены правила оформления приказа, являющегося основанием для проведения проверки, содержание проверочных мероприятий, сроки проведения проверок, порядок направления запроса на представление сведений и документов при проведении камеральной проверки и составления акта по результатам проверок.
Также установлены форма запроса и форма акта проверки.
Признано утратившим силу Положение, регулировавшее порядок реализации соответствующих контрольных полномочий Комитетом по финансовому мониторингу, преобразованным в Росфинмониторинг.
Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2006 г. N 183н "Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2007 г.
Регистрационный N 9109
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 22 марта 2007 г. N 58 (с учетом уточнения, опубликованного в "Российской газете" от 30 марта 2007 г. N 66)
Приказом Минфина РФ от 20 мая 2008 г. N 55н настоящий приказ признан утратившим силу