Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
судей краевого суда: Калединой Е.Г. и Фоминова Р.Ю.
при секретаре: Мараховском С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю" по доверенности Паламарчука Е.И.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2013 года по гражданскому делу по иску Кочмина С.П. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК" о признании действий незаконными и взыскании суммы с 28.05.2013 года по 15.06.2013 г,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Кочмин С.П. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" о признании действий незаконными и взыскании суммы с 28.05.2013 года по 15.06.2013 г., в котором, просил признать действия начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю", незаконными, выразившиеся в не включении в расчет среднего заработка полученное им дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданскою персонала Вооруженных сил Российской Федерации", взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" в его пользу недополученную сумму среднего заработка, образовавшуюся в результате не включения в расчет среднего-заработка, дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом Министра обороны РФ N1010 от 26 июля 2010. года, для оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска в размере " ... ".
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2013 года исковые требования Кочмина С.П. удовлетворены в полном объеме.
Суд признал незаконными действия начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской, Федерации по Ставропольскому краю", выразившиеся в не включении в расчет среднего заработка полученное Кочминым С.П. дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданскою персонала Вооруженных сил Российской Федерации".
Взыскал с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" в пользу Кочмина С.П. недополученную сумму среднего заработка, образовавшуюся в результате не включения в расчет среднего заработка, дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом Министра обороны РФ N1010 от 26 июля 2010 года, для оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска в размере " ... ".
Взыскал с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства оборони Российской Федерации по Ставропольскому краю" в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере " ... ".
5 ноября 2013 года в Ленинский районный суд поступило заявление от представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю" Паламарчука Е.И. о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение суда.
Определением суда от 15 ноября 2013 года суд удовлетворил заявление представителя ответчика и восстановил пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе представитель начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю" по доверенности Паламарчук Е.И. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении заявленных требований Кочмина С.П. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю" отказать в полном объеме. Свои доводы мотивировал тем, что при исчислении средней заработной платы для оплаты отпуска, работодатель должен учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда, за исключением премий, выплаченных вне системы оплаты труда (разовые премии). Материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной и гарантированной выплатой и осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств, и является разовой поощрительной выплатой. Дополнительные премии носят стимулирующий характер, в годовом фонде оплаты труда не запланированы, т.е. не относятся к премиям и вознаграждениям, установленным системой оплаты труда. Представитель ответчика указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, а именно: решение суда не направлено в адрес ответчика в установленном порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, о причине неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Кочмин С.П. с 17 мая 2011 года по 06 июля 2011 года работал в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" в должности заместителя начальника отдела учета и отчетности с возложением обязанностей начальника управления, а с 07 июля 201 1 года по 06 июля 2012 года - начальником управления.
В период с 10 мая 2012 года по 06 июня 2012 года ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней за рабочие годы с 07 июля 2011 года по 06 июля 2012 года.
Из выписки из приказа N 16 от 19 сентября 2011 года следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ" Кочмину С.П. за образцовое выполнение должностных обязанностей и по итогам работы за второй квартал 2011 года было назначено к выплате дополнительное материальное стимулирование в размере " ... " рублей. (л.д. 14).
Согласно выписке из приказа N 17 от 15 декабря 2011 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ" Кочмину С.П. за образцовое выполнение должностных обязанностей и по итогам работы за июль-декабрь 2011 года было назначено к выплате дополнительное материальное стимулирование в размере " ... " рублей.
Статья 139 ТК РФ предусматривает, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с пунктами 2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 года N 61-ФЗ личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Как следует из ст. 349 ТК РФ для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, иных организациях Вооруженных сил РФ устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министром обороны РФ издан Приказ N 1010 от 26.07.2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ.
В соответствии с коллективным договором ФБУ УФО МО РФ по СК, согласованным Управлением труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий 11.02.2011 года, положением об оплате труда гражданского персонала ФБУ УФО МО РФ по СК предусмотрена выплата премий гражданскому персоналу по отдельным решениям Министра обороны РФ.
Согласно коллективного трудового договора ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по СЮ", согласованного 11.02.2011 года с Управлением труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий, положением об оплате труда гражданского персонала ФБУ УФО МО РФ по СК предусмотрена выплата премий гражданскому персоналу по отдельным решениями Министра обороны РФ.
Согласно п.7.1 коллективного договора ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Ставропольскому краю", действующего на период с 27.01.2011 года по 26.01.2013 года, усматривается, что труд всех работников данного учреждения оплачивается по повременно-премиальной форме оплаты труда.
В соответствии с п.7.4 коллективного договора выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся на основании Положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера (приложение N 2).
В соответствии п.1.1. Положения о премировании и оказании материальной помощи ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Ставропольскому краю" (приложение N 3) премирование работников производится за счет денежных средств, выделяемых на эти цели из фонда заработной платы, исчисленного в соответствии с действующим законодательством, премии учитываются при выплате среднего заработка, при исчислении сумм налогов и других видов удержаний из работной платы, производимых в соответствии с действующим законодательством. Премия выплачивается одновременно с заработной платой.
Размер денежных средств на выплату премии определяется финансово-экономическими органам по итогам квартала, после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности
выводов суда первой инстанции о том, что премии, выплаченные работнику на основании приказа Министра обороны РФ N 1010 должны быть включены в расчет среднего заработка.
Как правильно указано судом, представленные письма директора Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.12.2010 года и от 25.05.2011 года руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ носят разъяснительно - рекомендательный характер, при этом какого-либо указания о принятии их к сведению, либо обязательному исполнению руководством остальных воинских частей, либо учреждений Минобороны РФ, в том числе и ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ставропольскому краю", данные письма не содержат, а также, не является нормативно-правовым актом, обязательным к применению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании закона, ссылок на нарушение судом требований норм материального и процессуального права, влекущее безусловную отмену решения суда, или нарушение или неправильное применение норм права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения, апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия таких нарушений не усматривает.
Руководствуясь 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.