Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального фонда ОМС
от 15 марта 2007 г. N 49
Инструкция
о порядке проведения проверок использования финансовых средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования
1. Общие положения
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 02.04.1993 N 4741-1; федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ; 23.12.2003 N 185-ФЗ; 27.07.2006 N 137-Ф3; 29.12.2006 N 258-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288, Федеральным законом от 01.07.1994 N 9-ФЗ), Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 (в редакции от 16.12.2004 N 795; 30.12.2006 N 861), на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) возложена функция осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих проверок.
Порядок проведения проверок использования финансовых средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования, устанавливается настоящей Инструкцией.
Указанные проверки территориальных фондов обязательного медицинского страхования проводятся специалистами Контрольно-ревизионного управления ФОМС (далее - КРУ ФОМС) на основании приказа ФОМС и Комплексного плана проверок использования финансовых средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования, на соответствующий год (далее - План проверок), утвержденным директором ФОМС.
При организации и проведении проверок, оформлении и реализации их результатов специалисты КРУ ФОМС обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, и ФОМС, Уставом ФОМС, Положением о Контрольно-ревизионном управлении ФОМС, а также настоящей Инструкцией.
Права, обязанности и полномочия специалистов Контрольно-ревизионного управления определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФОМС.
2. Цель проверки
Цель проверки деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд) - осуществление контроля за исполнением Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", использованием финансовых средств, полученных Территориальными фондами, в том числе выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному обеспечению лекарственными средствами и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Основными задачами проверки Территориальных фондов являются:
- контроль за соблюдением Территориальными фондами законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих обязательное медицинское страхование на территории субъекта Российской Федерации;
- контроль за рациональным использованием Территориальными фондами средств федерального бюджета, средств обязательного медицинского страхования и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
3. Организация и проведение проверки
3.1. Проверка деятельности Территориальных фондов осуществляется как в плановом (плановые, контрольные проверки), так и во внеплановом порядке (внеплановые проверки):
3.1.1. Организация и проведение плановых проверок осуществляются КРУ ФОМС в соответствии с Планом проверок.
Плановая проверка Территориальных фондов проводится комиссией на основании приказа ФОМС в соответствии с Типовой программой проведения плановой проверки использования финансовых средств, полученных Территориальными фондами (далее - Типовая программа), утвержденной директором ФОМС. Сроки проведения плановой проверки определяются в каждом конкретном случае отдельно, но не более 18 календарных дней.
В рамках плановой проверки по указанию руководства ФОМС специалистами других подразделений ФОМС может проверяться деятельность по отдельным вопросам, не включенным в Типовую программу. Результаты данной проверки включаются в общий акт отдельным разделом.
Периодом плановой проверки является предыдущий календарный год и текущий год, включая последний отчетный квартал.
3.1.2. Планом проверок также предусмотрены контрольные проверки устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности Территориальных фондов контролирующими органами.
Контрольные проверки включаются в План проверок по результатам анализа исполнения планов мероприятий по устранению Территориальными фондами выявленных нарушений. Срок проведения контрольной проверки устанавливается до 8 календарных дней.
3.1.3. Внеплановая проверка проводится на основании приказа директора ФОМС. Срок внеплановой проверки устанавливается в зависимости от цели проверки.
3.2. Сроки проведения проверок, состав комиссии и ее председатель определяются начальником КРУ ФОМС с учетом объема предстоящих работ, вытекающего из конкретных задач проверки.
Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется директором ФОМС по мотивированному представлению председателя комиссии.
3.3. Не позднее чем за две недели до начала плановой или контрольной проверки председателем комиссии за подписью начальника КРУ ФОМС готовится служебная записка с предложениями по составу комиссии и срокам проведения проверки.
На основании резолюции директора ФОМС издается приказ. Одновременно председателем комиссии информируется руководитель Территориального фонда о сроках и программе проверки, составе комиссии.
3.4. Конкретные вопросы проверки определяются Типовой программой. Председатель комиссии до начала проверки распределяет разделы и вопросы Типовой программы и участки работы между членами комиссии. Члены комиссии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, иные имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность Территориального фонда, подлежащего проверке.
3.5. Председатель комиссии по прибытии в проверяемый Территориальный фонд предъявляет исполнительному директору Территориального фонда приказ ФОМС на право проведения проверки, знакомит руководителей Территориального фонда с основными задачами проверки, представляет членов комиссии, решает организационно-технические вопросы по проведению проверки.
3.6. Проверка деятельности Территориального фонда проводится путем изучения:
3.6.1. исполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", других нормативных правовых актов, утвержденных на федеральном уровне, регламентирующих обязательное медицинское страхование;
3.6.2. соответствия принятых на территории субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное медицинское страхование, федеральному законодательству;
3.6.3. порядка использования средств федерального бюджета, средств обязательного медицинского страхования;
3.6.4. денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, сметы и иных документов, фактического наличия, сохранности и правильного использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.
4. Права и обязанности комиссии
4.1. При проведении проверки Территориальных фондов члены комиссии имеют право:
4.1.1. получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий;
4.1.2. проводить в медицинских учреждениях и страховых медицинских организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемого Территориального фонда денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными учреждения или организации;
4.1.3. при необходимости информировать органы исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации о результатах проверки Территориального фонда.
4.2. Члены комиссии ФОМС обязаны:
4.2.1. строго руководствоваться в своей работе законодательством Российской Федерации, а также приказами, инструкциями Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФОМС и другими нормативными актами;
4.2.2. при проведении проверок не вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых Территориальных фондов, других учреждений и организаций;
4.2.3. документально устанавливать и отражать в акте проверки нарушения законодательства Российской Федерации в области обязательного медицинского страхования, определять суммы нецелевого и нерационального использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Территориальными фондами, другими учреждениями и организациями.
4.3. В случае отказа работников проверяемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение проверки, председатель комиссии сообщает об этих фактах начальнику КРУ ФОМС для принятия соответствующих мер.
5. Оформление и реализация результатов проверки
5.1. Результаты проверок оформляются актом (приложение) (плановая и внеплановая проверка) или справкой (контрольная проверка) в двух экземплярах, которые подписываются членами комиссии, исполнительным директором и главным бухгалтером Территориального фонда. Один экземпляр оформленного акта проверки передается исполнительному директору Территориального фонда под роспись с указанием даты получения, второй экземпляр хранится в КРУ ФОМС.
5.2. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (справке) проверки, исполнительный директор Территориального фонда делает оговорку об этом перед своей подписью и в семидневный срок представляет в ФОМС протокол разногласий с одновременным приложением письменных пояснений и документов, подтверждающих эти возражения, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
5.3. В случае отказа должностных лиц проверяемого Территориального фонда подписать или получить акт проверки председатель комиссии в конце акта проверки производит запись об их ознакомлении с актом проверки и отказе от подписи или получения.
В этом случае акт проверки может быть направлен проверяемому Территориальному фонду по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта проверки, остающемуся на хранении в КРУ ФОМС, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
5.4. При подготовке акта проверки члены комиссии должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых организациях и учреждениях документами, результатами проведенных встречных проверок, других ревизионных действий, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
5.5. Описательная часть акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
Отражаемые в акте факты нарушений, допущенных Территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода об их несоответствии законодательству Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования,
5.6. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию:
- какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены;
- кем совершены нарушения, за какой период, когда и в чем выразились;
- размер документально подтвержденного нецелевого или нерационального использования финансовых средств, израсходованных Территориальными фондами на нужды, не предусмотренные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В акте проверки не допускается включение выводов, предположений по фактам, не подтвержденным документально.
5.7. Объем акта проверки не ограничивается количеством страниц текста, но члены комиссии должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы Типовой программы.
5.8. Материалы ревизии состоят из акта проверки, а в случае необходимости и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые в акте имеются ссылки (документы, копии документов, справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
5.9. По окончании проверки КРУ ФОМС в десятидневный срок представляет руководству ФОМС акт проверки Территориального фонда и служебную записку по результатам проверки с выводами и предложениями.
По решению руководства ФОМС Контрольно-ревизионное управление направляет в адрес органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится Территориальный фонд, информацию о результатах проверки для принятия мер по устранению выявленных нарушений по компетенции.
Одновременно на имя председателя правления и исполнительного директора Территориального фонда направляется информация с указанием выявленных нарушений, на основании которой Территориальный фонд в месячный срок представляет в адрес ФОМС план мероприятий по устранению выявленных нарушений и ежеквартально информирует ФОМС о ходе исполнения указанного плана.
5.10. Информация по результатам внеплановых проверок, проведенных по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям других министерств и ведомств Российской Федерации направляется инициаторам. При необходимости вместе с информацией направляются и материалы проверки.
5.11. В случае выявления нарушения законодательства, фактов хищения денежных средств и материальных ценностей, а также неисполнения требований ФОМС по устранению нарушений в установленные сроки материалы проверок по решению руководства ФОМС направляются в правоохранительные органы.
5.12. В случае выявления грубых нарушений в деятельности Территориального фонда в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляется информация для принятия мер административного воздействия (вплоть до увольнения с должности) в отношении руководителей Территориального фонда.
5.13. КРУ ФОМС обеспечивает контроль за ходом реализации материалов проверки и при необходимости принимает другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и восстановления финансовых средств, использованных не по назначению.
5.14. Решение о снятии с контроля исполнения плана мероприятий по устранению выявленных нарушений принимается начальником КРУ ФОМС по мотивированной информации специалистов управления.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, специалисты КРУ ФОМС обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.