Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной СВ.,
Давыдовой Т.И., Галимовой P.M.,
Соколовой Н.Ф., Терюшовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г. Коркино Челябинской области и апелляционной жалобе Кузнецовой Т.А. на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 2 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления и апелляционной жалобы, пояснения истицы Кузнецовой Т.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора, не поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Коркино Челябинской области обратился в суд в интересах Кузнецовой Т.А. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности включить ее в список на получение финансовой помощи, предусмотренной подпунктом "д" пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ, в размере *** руб. в связи с утратой имущества, находящегося по адресу г. Коркино, ул. ***, в результате опасного природного явления "метеоритный дождь", имевшего место 15 февраля 2013 года.
В обоснование исковых требований указал на то, что 28 февраля 2013 года Кузнецова Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с повреждением принадлежащего ей имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 15 февраля 2013 года. Так, в
результате падения метеорита ударной волной были выбиты стекла в окнах принадлежащей ей на праве собственности квартиры N *** дома N ***по ул. *** г. Коркино. Несмотря на то, что в силу Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, ответчиком было отказано во включении Кузнецовой Т.А. в указанный список.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении иска. Кузнецова Т.А. исковые требования прокурора поддержала.
Представитель УСЗН администрации Коркинского муниципального района Челябинской области возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность принятого решения.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явился, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что оснований для включения истца в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не имеется, поскольку включению в него подлежат граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Под данные условия истец не подпадает, поскольку в поврежденной квартире не проживает и не зарегистрирована.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Челябинской области, представляющий на территории Челябинской области интересы Министерства финансов РФ, при надлежащем извещении в суд первой инстанции не явился.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В апелляционном представлении прокурор г. Коркино просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что судом не была дана надлежащая правовая оценка доводам прокурора о том, что в соответствии с положениями федерального законодательства право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, имеют все граждане РФ. Требований о наличии регистрации и проживания в районе чрезвычайной ситуации для решения вопроса о возможности возмещения ущерба закон не содержит. Методические рекомендации МЧС РФ, на которые ссылается суд в своем решении, носят подзаконный характер и не могут ограничивать право истца на возмещение ущерба.
Истица Кузнецова Т.А. также не согласилась с постановленным решением. В своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного решения и вынесении нового - об удовлетворении исковых требований. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам гражданского законодательства: размер причиненного ей материального ущерба документально подтвержден, действующее законодательство предусматривает возможность компенсации материального вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
Представители ответчика и третьих лиц при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не прибыли. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно частям первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, Кузнецова Т.А. является собственником трехкомнатной квартиры N *** дома N *** по ул. *** в г. Коркино Челябинской области (л.д. 16), а также квартиры N 15 по ул. *** в этом же населенном пункте. При этом она временно зарегистрирована в квартире N 15 дома N *** с 11 октября 2011 года по 11 октября 2018 года (л.д. 18). Ее несовершеннолетний сын Шлыков М.Е., являющийся учащимся школы N 153 г. Челябинска, временно зарегистрирован в квартире N 11 дома N *** г. Коркино Челябинской области с 19 марта 2013 года по 19 марта 2018 года (л.д. 22). Постоянную регистрацию истица и ее сын имеют в г. Челябинске по ул. ***, кв. 81 (л.д. 14-15, 19-20).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15 февраля 2013 года N 34 на территории Челябинской области был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с произошедшим опасным природным явлением "метеоритный дождь".
28 февраля 2013 года Кузнецова Т.А. обратилась на имя начальника УСЗН администрации Коркинского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 8-9).
В результате указанного природного явления жилому помещению, где временно зарегистрирована истица (квартира N 15 дома N *** г. Коркино), был причинен материальный ущерб, что подтверждено актом, составленным межведомственной комиссией и утвержденным Главой Коркинского муниципального района Челябинской области 11 марта 2013 года (л.д. 26). Размер ущерба составил *** руб. Истица включена в список на получение единовременной материальной помощи.
Акт обследования жилого помещения - квартиры N 11 дома N 9 по ул. Керамиков г. Коркино, по установленной форме не составлялся.
Истицей представлен акт от 17 февраля 2013 года, составленный, как она утверждает директором ООО У О "Комфорт-5" в присутствии свидетелей - жильцов дома, согласно которому после падения метеорита в результате взрывной волны в квартире N 11 выбиты и разрушены лоджия и балконная деревянная рама со значительными разрушениями - 1 шт., и европакет (л.д. 27).
На устранение повреждений, как указывает Кузнецова Т.А., было затрачено *** руб., что подтверждает заключенным договором подряда от 25 февраля 2013 года (л.д. 28-29), актом сдачи-приемки (л.д. 30), квитанцией об оплате работ (л.д. 38).
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Коркино Челябинской области, суд первой инстанции указал, что законных оснований для включения истца в список на получение финансовой помощи не имеется в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих наличие регистрации в квартире N *** дома N *** по ул. *** в г. Коркино на момент произошедшей чрезвычайной ситуации.
В силу статей 1 и 3, пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Целью настоящего Федерального закона, в частности, является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 ноября 2011 года N 963) бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью);
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество -100 тыс. руб. на человека).
При этом использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование мероприятий, не предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, запрещается (пункт 13).
Указанным постановлением Правительства предписано, что перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (пункт 6).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N2-4-60-12-22.
Согласно пункту 9 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
В Списках на получение такой помощи указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.
Единовременную материальную помощь один и тот же человек по одной и той же чрезвычайной ситуации может получить только один раз по адресу, где он зарегистрирован.
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает выделение бюджетных ассигнований только для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а согласно статье 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Поэтому ущерб, причиненный истице 15 февраля 2013 года вследствие природного явления, не подлежит возмещению в полном объеме, а только частично.
Единовременная материальная помощь в размере *** руб. истице была выплачена, что она подтвердила в суде апелляционной инстанции. Также ей была выделена материальная помощь как лицу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, в размере *** руб., хотя, как она утверждала, эта помощь была оказана ей не в связи с имевшим местом природным явлением.
Вместе с тем доводы истицы о цели оказания материальной помощи опровергаются письмом Министра социальных отношений Челябинской области от 19 апреля 2013 года (л.д. 50-51).
Также единовременное социальное пособие в размере *** руб. было выделено сыну истицы, Ш.М.Е.., что подтверждено письмом начальника УСЗН администрации Коркинского муниципального района Челябинской области от 18 августа 2013 года (л.д. 52-53).
В силу Порядка выплаты единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств
областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 8 июня 2005 года N 276, под трудной жизненной ситуацией понимается, в том числе ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причине стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в иске является правомерным, поскольку единовременная материальная помощь за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ истице оказана в размере, установленном подпунктом "г" пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750.
Права на финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренную подпунктом "д" пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750, истица не имела, поскольку такая помощь оказывалась гражданам только на покупку имущества первой необходимости. Между тем в акте от 17 февраля 2013 года отражены повреждения лишь недвижимого имущества, которое к категории имущества первой необходимости не относится.
Кроме того, истица хотя и имеет в собственности квартиру N *** дома N *** по ул. *** г. Коркино Челябинской области, но в указанном жилом помещении не зарегистрирована и фактически на момент чрезвычайной ситуации не проживала. Соответствующих доказательств тому не предоставлено.
Доводы прокурора г. Коркино и истицы не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену судебного решения, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы истицы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
/У
Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 2 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора г. Коркино Челябинской области и апелляционную жалобу Кузнецовой Т.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.