Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: судей:
при секретаре:
Турковой Г.Л.,
Смолина А.А., Шигаповой С.В., Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зараменских Е.Ю. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 05 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Зараменских Е.Ю. к Министерству социальных отношений Челябинской области об оспаривании действий и решений государственного органа,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения Зараменских Е.Ю., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зараменских Е.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным письма Министерства социальных отношений Челябинской области N 1588-15 от 07 сентября 2013 года, о возложении обязанности отозвать указанное письмо, дать разъяснения УСЗН Сосновского муниципального района о том, что при расчете размера ежемесячной денежной выплаты необходимо учитывать общую площадь части жилого дома, принадлежащей Зараменских Е.Ю., определенную органами БТИ.
В обоснование заявления указано, что заявитель является многодетной матерью, собственником части жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, пос. Саргазы, ул. ****, д. ****, общей площадью **** кв.м, имеет право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилья и коммунальных услуг, для расчета размера которой должна учитываться общая площадь жилого помещения. УСЗН Сосновского муниципального района производит расчет выплат с учетом письма Министерства социальных отношений Челябинской области N 1588-15 от 07 сентября 2013 года, в меньшем размере из расчета общей площади жилого помещения в размере **** кв.м., в связи с чем, заявитель полагает, что его право на получение выплат нарушено указанным выше письмом.
1
Заявитель Зараменских Е.Ю., ее представитель Стародумова А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованного лица Министерства социальных отношений Челябинской области Шикина Д.Г., Иванова Л.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении заявления Зараменских Е.Ю. отказал.
В апелляционной жалобе Зараменских Е.Ю. просит об отмене решения суда, полагая, что оспариваемый ответ Министерства социальных отношений содержит прямое указание управлению социальной защиты населения Сосновского района Челябинской области о размере площади, принадлежащего заявителю дома, необходимом для учета при расчете компенсационной выплаты и обязателен для исполнения управлением социальной защиты населения.
Зараменских Е.Ю. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
В заседание суда апелляционной инстанции, представитель заявителя Стародумова А.В., представитель заинтересованного лица Министерства социальных отношений Челябинской области, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав Зараменских Е.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
2
Назначение ежемесячных денежных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям регулируется следующими нормативными документами: законом Челябинской области от 31.03.2010 г. N 548-30 "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области" (с изменениями в Закон Челябинской области от 23.09.2010 г. N 640-30); постановлением правительства Челябинской области от 15.04.2010 г. N 139-п "О порядке предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями в Постановление от 16.11.2010 г. N 248-п); постановлением Губернатора Челябинской области от 20.04.2010г. N 199 "О порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями в Постановление от 01.11.2010 г. N 333)
Законом Челябинской области от 31 марта 2010 года N 548-30 "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области" многодетной семье со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Законом Челябинской области "Об установлении величины прожиточного минимума в Челябинской области", предусмотрено предоставление дополнительной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Порядок предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством Челябинской области (ст.2 Закона).
В соответствии с законами Челябинской области от 31 марта 2010 года N548-30 "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области", от 24 ноября 2005 года N430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2010 года N 139-П утвержден порядок предоставления многодетной семье дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п.2 указанного порядка многодетной семье со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствии с Законом Челябинской области от 28 апреля 2005 года N 378-30 "Об установлении величины прожиточного минимума в Челябинской области", проживающей в жилом помещении
з
жилищного фонда независимо от форм собственности, устанавливается ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее именуется - ежемесячная денежная выплата), размер которой определяется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 31.03.2010 г. N 548-30 "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области".
В силу п.З порядка назначение многодетной семье ежемесячной денежной выплаты осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - органы социальной защиты) по месту жительства. По месту пребывания многодетной семьи назначение ежемесячной денежной выплаты по месту пребывания многодетной семьи производится на основании справки органа социальной защиты по месту жительства о неполучении указанной выплаты.
В п. 10 названного порядка указано, что решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается руководителем органа социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня подачи письменного заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
В силу п.п. 1 п. 19 порядка Министерство социальных отношений обеспечивает методическое руководство и контроль за деятельностью органов социальной защиты по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Зараменских Е.Ю. является матерью троих несовершеннолетних детей - З.А.И., **** года рождения, З.А.И., **** года рождения, З.К.Г., **** года рождения.
Заявителю на праве собственности принадлежит часть жилого дома, общей площадью **** кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, пос. Саргазы, ул. ****, д. ****.
Письмом Министерством социальных отношений Челябинской области от 07 августа 2013 года N 1588-15 адресованным на имя начальника управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района Челябинской области С.Н.Б., разъяснен порядок подсчета общей площади жилого помещения, принадлежащего Зараменских Е.Ю., для определения размера полагающейся ей денежной выплаты.
4
Указанным письмом сообщается, что при подсчете общей площади жилого помещения необходимо учесть суммы площадей помещений, указанных в экспликации к поэтажному плану жилого дома, расположенных на 1-м этаже: три коридора, столовая, три жилых комнаты, кабинет, ванная, туалет, два встроенных шкафа, кухня, холл, лестница, сауна; на 2-м этаже: лестница. Остальные помещения не следует учитывать при подсчете общей площади жилого помещения, так как они не включены в понятие "подсобные помещения (помещения вспомогательного использования)".
Разрешая заявленные Зараменских Е.Ю. требования и отказывая в их удовлетворении, исходя из того, что Министерство социальных отношений Челябинской области, не является органом, правомочным определять размер и производить начисление выплаты, полагающейся многодетной семье в качестве дополнительной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определение размера и начисление которой является компетенцией управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым письмом права и законные интересы заявителя не нарушены.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда у судебной коллегии не имеется, так как он основан на материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Оспариваемым письмом размер общей площади жилого помещения, учитываемый при расчете размера ежемесячной денежной выплаты, не устанавливается, письмо содержит разъяснения, носящие рекомендательный характер для органа социальной защиты населения, наделенного полномочиями принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый ответ Министерства социальных отношений содержит прямое указание управлению социальной защиты населения Сосновского района Челябинской области о размере площади, принадлежащего заявителю дома, необходимом для учета при расчете компенсационной выплаты и обязателен для исполнения управлением социальной защиты населения, не могут быть приняты во внимание, по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые судом уже исследовались, по ним высказано правильное суждение, и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам.
Заявитель, оспаривая данное письмо, избрал ненадлежащий способ защиты своего права, при этом не лишен возможности воспользоваться
5
иными способами защиты своего права, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Решение суда первой инстанции обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зараменских Е.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.