Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 июля 2008 г. N 03-07-08/176 и от 18 июля 2008 г. N 03-07-08/182
Вопрос: Наше предприятие имеет в собственности рыболовные суда и занимается добычей и переработкой водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ на основании выделяемых квот. Суда базируются в иностранном порту, и для ведения промысла они не заходят в территориальные воды РФ и российские порты.
Наряду с ведением рыбного промысла самостоятельно мы предоставляем свои рыболовные суда в пользование российским и иностранным юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) с экипажем для ведения промысла (промышленного рыболовства) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в экономических зонах иностранных государств.
Поскольку мы сдаем суда в аренду предприятиям, находящимся в различных регионах, при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость имеет место различное толкование налоговыми органами разных субъектов Федерации абз. 2 п. 2 ст. 148 Кодекса, согласно которому в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации "...местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации".
В соответствии с Гражданским кодексом договоры аренды (ст. 632) и перевозки (ст. 784) имеют различное толкование. В то же время в соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона N 166-ФЗ "...промышленное рыболовство (далее также - промысел) - предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов". То есть промысел включает в себя перевозку (транспортировку) улова и продукции из него. Однако договоры при этом заключаются только на аренду судна с экипажем (тайм-чартер).
Просим дать разъяснения по толкованию абз. 2 п. 2 ст. 148 следующих вопросов:
1. Распространяется ли положение абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ об определении места реализации услуг на рыболовные суда, арендуемые по договорам аренды морского судна с экипажем, ведущие промысел в исключительной экономической зоне РФ, за пределами государственной и таможенной границы РФ зоне без заходов в российские порты?
2. Что является местом оказания услуг, если рыболовное (морское) судно передается в пользование по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем российскому юридическому лицу-резиденту, при этом судно не осуществляет заход в российские порты и ведет промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами государственной и таможенной границы РФ?
3. Что является местом оказания услуг, если рыболовное (морское) судно передается в пользование по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем иностранному лицу-нерезиденту, при этом судно не осуществляет заход в российские порты и ведет промысел в экономической зоне иностранного государства?
Просим в соответствии с компетенцией Минфина России в осуществлении функций по выработке государственной политики в сфере налоговой деятельности дать разъяснения по однозначному пониманию и применению налоговыми органами и рыбохозяйственными предприятиями норм Налогового кодекса Российской Федерации применительно к исчислению и уплате налога на добавленную стоимость при передаче в пользование рыбопромыслового морского судна по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами территориальной и таможенной территории РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению российским и иностранным организациям рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла за пределами территории Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями как российским, так и иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Что касается положений абзаца второго пункта 2 статьи 148 Кодекса, упомянутых в вашем письме, то данные положения в отношении услуг по предоставлению в пользование рыболовных судов по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, используемых для добычи и переработки биологических ресурсов, не применяются.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен вопрос, касающийся применения НДС в отношении услуг российских организаций по предоставлению российским и иностранным организациям рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной экономической зоне РФ.
Поскольку исключительная экономическая зона РФ не является территорией РФ, местом реализации услуг по предоставлению рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной экономической зоне РФ, оказываемых российскими организациями как российским, так и иностранным организациям, территория РФ не признается. Следовательно, указанные услуги объектом налогообложения НДС в РФ не являются. При этом не имеет значение осуществляют ли арендуемые суда заход в российские порты или нет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103
Текст письма официально опубликован не был