Письмо Минфина РФ от 13 января 2005 г. N 03-05-02-03/1
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.11.04 N 05-1-08/484 о налогообложении выплат по дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, единым социальным налогом и сообщает следующее.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п. 9 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "п. 9 ст. 14" следует читать как "п. 5 ст.14"
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Трудовым кодексом РФ не предусмотрен. Предоставление такого дополнительного отпуска в соответствии с Законом непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в трудовом договоре или нет.
В соответствии со ст. 5 Закона возмещение вреда и меры социальной поддержки данной категории граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не работодателей. Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций в размерах, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
В случае обращения налогоплательщика возврат или зачет излишне уплаченного налога производится налоговыми органами на основании его письменного заявления в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 13 января 2005 г. N 03-05-02-03/1
Текст письма опубликован в журнале "Новая аптека", 2007 г., N 4