Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Порядок заполнения журнала учета жалоб
(утв. приказом МНС РФ от 3 февраля 2004 г. N БГ-3-14/71)
Журнал учета жалоб, ведется Управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации ежегодно нарастающим итогом с начала года.
В журнал жалоб заносятся данные по жалобам, поступившим с начала 2004 года.
Иные территориальные налоговые органы, кроме Управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации не ведут журнал жалоб и соответственно не рассматривают жалобы налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), поскольку рассмотрение данных жалоб в досудебном порядке не входит в компетенцию указанных территориальных налоговых органов.
В данном журнале отражаются жалобы налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены какие-либо обязанности) (далее - налогоплательщик или заявитель) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц.
Под понятием "акт ненормативного характера" понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и т.д.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) и затрагивающий права и обязанности конкретного заявителя. При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) как конкретного должностного лица, так и самого налогового органа.
В указанном журнале также отражаются жалобы юридических лиц на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц, по вопросам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц, ликвидацией (признанием несостоятельными (банкротами), реорганизацией юридических лиц.
В указанный журнал включаются жалобы, подлежащие рассмотрению Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с Регламентом, рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290.
Не включаются в журнал жалоб:
- разногласия и возражения по акту проверки, выраженные или представленные при ознакомлении или подписании этого акта до принятия должностным лицом налогового органа официального решения по утвержденному акту проверки.
- "Номер дела в журнале жалоб" - указывается порядковый номер в журнале, присвоенный жалобе заявителя.
- "Признак спора" -
Признак 3 - иное
"Признак спора" - данный столбец содержит перечень признаков, позволяющих определить принадлежность жалобы к формам отчетности (1 - 1-НСП "Отчет о результатах рассмотрения налоговых споров, связанных с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг)", 2 - 2-НСП "Отчет о результатах рассмотрения налоговых споров, связанных с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации)" и 3 иное - 6-НСП "Отчет о результатах рассмотрения налоговых споров", содержащих раздел 1 "Жалобы налогоплательщиков, рассмотренных во внесудебном порядке") МНС России, которые необходимо выбрать исполнителю, для последующего заполнения журнала и одновременного формирования форм отчетности, согласно выбранному исполнителем признака спора.
Перед выбором исполнителем признака спора, исполнителю, производящему заполнение данного журнала, необходимо проанализировать поступившую жалобу и определить какие вопросы обжалуются заявителем жалобы.
При этом, признаку 1 - отчету 1-НСП соответствуют жалобы, содержащие требования, связанные с возмещением налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) при экспорте товаров (работ, услуг), в том числе требования о признании незаконными ненормативных актов налоговых органов об отказе в возврате (зачете) сумм НДС, о признании незаконными действия (бездействие) налогового органа и его должностного лица, связанного с невозмещением НДС, о взыскании процентов (по статье 176 НК РФ) и т. д.
Признаку 2 - Отчету 2-НСП соответствуют жалобы, содержащие требования, связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации, в том числе требования о признании незаконными ненормативных актов налоговых органов об отказе в возврате (зачете) сумм НДС при совершении операций на внутреннем рынке Российской Федерации, о признании незаконными действия (бездействие) налогового органа и его должностного лица, связанного с невозмещением НДС при совершении операций на внутреннем рынке Российской Федерации, о взыскании процентов (по статье 176 НК РФ) и т.д.
1) В случае если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), то исполнителю необходимо выбрать признак 1 один).
2) В случае если заявителем жалобы обжалуются вопросы:
- связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг),
- иные вопросы (не связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и не связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации), то исполнителю необходимо выбрать признак 1 (один) и 3 (три).
3) Если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации), то исполнителю необходимо выбрать признак 2 (два).
4) В случае если заявителем жалобы обжалуются вопросы:
- связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации,
- иные вопросы (не связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и не связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации), то исполнителю необходимо выбрать признак 2 (два) и 3 (три).
5) В случае если заявителем жалобы обжалуются вопросы:
- связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг),
- связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации,
- иные вопросы (не связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и не связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации), то исполнителю необходимо выбрать признак 1 (один), 2 (два) и 3 (три).
6) В случае если заявителем жалобы обжалуются только иные вопросы (не связанные с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и не связанные с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации), то исполнителю необходимо выбрать признак 3 (три).
Под иными вопросами понимаются вопросы, связанные с правоотношениями:
- по установлению, введению взиманию налогов и сборов (кроме вопросов, связанных с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и при реализации на внутреннем рынке Российской Федерации товаров (работ, услуг, имущественных прав),
- возникающими в процессе осуществления налоговыми органами контроля за уплатой налогов (сборов, пеней, налоговых санкций),
- обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц,
- привлечения к налоговой ответственности виновных лиц,
- по государственной регистрации юридических лиц,
- по ликвидации (признания несостоятельными (банкротами), реорганизации юридических лиц.
- "Признак заявителя" - в данном столбце отражается вид налогоплательщика.
В случае если заявителем жалобы является юридическое лицо, то исполнителю необходимо выбрать признак 1 (один).
Если заявителем жалобы является индивидуальный предприниматель (физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частный нотариус, частный охранник, частный детектив), то исполнителю необходимо выбрать признак 2 (два).
В случае если заявителем жалобы является физическое лицо, то исполнителю необходимо выбрать признак 3 (три).
- "Заявитель (наименование налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента) ИНН, КПП" - указывается наименование заявителя жалобы, ИНН, КПП.
Если заявителем жалобы является юридическое лицо, то исполнителем указывается организационно-правовая форма, наименование юридического лица, ИНН, КПП.
Если заявителем жалобы является физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то исполнителем указывается фамилия имя отчество физического лица или индивидуального предпринимателя и при наличии ИНН (КПП) физического лица.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
- "Дата и номер жалобы" - указывается дата и номер жалобы заявителя (при наличии).
- "Входящий номер и дата" - указывается входящий номер и дата налогового органа, рассматривающего жалобу, из журнала регистрации входящей корреспонденции.
- "Исполнитель" - указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, рассматривающего жалобу заявителя.
- "Контрольный срок исполнения жалобы" - указывается дата, к которой жалоба заявителя подлежит исполнению налоговым органом, рассматривающим жалобу заявителя.
- "Наименование налогового органа" - указывается наименование всех налоговых органов по жалобе, ненормативные акты (решение, требование, письмо и т.д.) которых, а также действия (бездействие) обжалуются.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
- "Краткое содержание жалобы" - указывается краткое содержание жалобы, которое должно содержать предмет и основания обжалования заявителем. При обжаловании акта ненормативного характера налогового органа, указывается номер и дата ненормативного акта налогового органа.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
- "Вид налога" - указываются все виды налогов, вопросы исчисления и уплаты (возврата, зачета, возмещения) которых, обжалуются в жалобе заявителем.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
- "Налоговые санкции" - указываются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации), обжалуемые заявителем в жалобе.
Информация вводится на основании жалобы заявителя.
- "Процессуальные нарушения" - указываются процессуальные нарушения (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации), по мнению заявителя, имевшие место со стороны налогового органа и обжалуемые заявителем в жалобе.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
- "Результат рассмотрения жалобы" - указывается результат рассмотрения жалобы заявителя.
Если жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, то исполнителю необходимо выбрать признак "жалоба оставлена без удовлетворения".
Если жалоба заявителя удовлетворена, то исполнителю необходимо выбрать признак "жалоба удовлетворена".
1) В случае если жалоба заявителя удовлетворена полностью, то исполнителю необходимо выбрать признак "жалоба удовлетворена полностью".
При этом, в данном признаке не отражаются жалобы, удовлетворенные полностью с назначением дополнительной проверки.
2) В случае если жалоба заявителя удовлетворена частично, то исполнителю необходимо выбрать признак "жалоба удовлетворена частично".
При этом, в данном признаке не отражаются жалобы, удовлетворенные частично с назначением дополнительной проверки.
3) В случае если жалоба заявителя удовлетворена путем назначения дополнительной проверки, то исполнителю необходимо выбрать признак "жалоба удовлетворена, назначена дополнительная проверка".
Информация вводится исполнителем на основании решения налогового органа, рассмотревшего жалобу заявителя.
В данном столбце не отражаются жалобы, оставленные налоговым органом без рассмотрения (ввиду пропуска срока для обжалования, ввиду отсутствия полномочий для обжалования и т.д.).
Кроме того, если заявителем в жалобе обжаловались несколько вопросов и налоговым органом, рассмотревшим жалобу заявителя, принято по каждому вопросу разные решения, то исполнителю необходимо выбрать признаки соответствующие решению налогового органа.
Например: ОАО "А" подало жалобу в управление, в которой просит решение инспекции в части доначисления налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость отменить.
Управление, рассмотрев жалобу заявителя, приняло решение в части налога на прибыль жалобу заявителя оставить без удовлетворения, в части налога на имущество удовлетворить жалобу заявителя и отменить решение инспекции в части доначисления налога на имущество, а в части доначисления налога на добавленную стоимость назначить дополнительную проверку.
В сложившейся ситуации исполнителю, производящему заполнение журнала по приведенной жалобе, в столбце "Результат рассмотрения жалобы" необходимо выбрать следующие признаки:
- "жалоба удовлетворена" - поскольку имеет место удовлетворение жалобы заявителя управлением,
- "жалоба удовлетворена частично" - поскольку жалоба заявителя удовлетворена (без назначения дополнительной проверки) управлением только в части налога на имущество,
- "жалоба удовлетворена, назначена дополнительная проверка" - поскольку жалоба заявителя удовлетворена (путем назначения дополнительной проверки) управлением в части налога на добавленную стоимость и назначена дополнительная проверка.
- "Сумма обжалуемых требований, по рассмотренной жалобе заявителя (тыс. рублей)" - указывается оспариваемая сумма по рассмотренной жалобе.
Исполнителем при заполнении данного столбца выбирается "общая сумма", в котором указывается общая сумма обжалуемых требований заявителя в тыс. рублях.
1) В случае если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), то исполнителю необходимо выбрать реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг)" и указать сумму обжалуемых требований заявителя по данному вопросу в тыс. рублях.
2) В случае если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации, то исполнителю необходимо выбрать реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации" и указать сумму обжалуемых требований заявителя по данному вопросу в тыс. рублях.
3) В случае если заявителем жалобы обжалуется одновременно вопрос, связанный с возмещением НДС при экспорте (товаров, работ, услуг) и вопрос, связанный с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации, то исполнителю необходимо выбрать реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг)" и указать сумму обжалуемых требований заявителя по данному вопросу в тысячах рублях, а также реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации" и указать сумму обжалуемых требований заявителя по указанному вопросу в тысячах рублях.
Информация вводится исполнителем на основании жалобы заявителя.
При отсутствии в жалобе суммы и при наличии спора неимущественного характера, то есть в случае обжалования заявителем акта налогового органа ненормативного характера (в том числе по формальным основаниям, например, по срокам, нарушения порядка вынесения, вручения), информация вводится исполнителем на основании ненормативного акта налогового органа, а в сумму обжалуемых требований включаются все суммы (налоги, пени, санкции), подлежащие уплате (взысканию, возврату, зачету, возмещению и т.д.), на основании данного акта налогового органа.
При обжаловании действий (бездействия) налогового органа или должностных лиц в сумму обжалуемых требований включается та сумма (налоги, пени, санкции), в отношении которой совершено действие (бездействие) налоговым органом или должностным лицом.
В данный столбец не включаются суммы по жалобам, которые налоговым органом оставлены без рассмотрения.
- "Сумма удовлетворенных требований (тыс. рублей)" - указывается сумма удовлетворенных требований заявителя.
Исполнителем при заполнении данного столбца выбирается "общая сумма" и указывается общая сумма удовлетворенных требований заявителя в тысячах рублях.
Если жалоба заявителя удовлетворена путем назначения дополнительной проверки, то исполнителю необходимо выбрать реквизит "при назначении дополнительной проверки", и указать сумму (в тысячах рублях) удовлетворенных требований заявителя по вопросу, по которому налоговым органом назначена дополнительная проверка.
1) В случае если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг), то исполнителю необходимо выбрать "в том числе связанная с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг)" и указать сумму удовлетворенных требований заявителя по данному вопросу в тысячах рублях.
Если заявителем жалобы обжаловался вопрос, связанный с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг) и жалоба заявителя по данному вопросу была удовлетворена путем назначения дополнительной проверки, то исполнителю необходимо выбрать реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг)" и реквизит "при назначении дополнительной проверки" и указать сумму удовлетворенных требований заявителя по данному вопросу в тысячах рублях.
2) В случае если заявителем жалобы обжалуется вопрос, связанный с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации, то исполнителю необходимо выбрать "в том числе связанная с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации" и указать сумму удовлетворенных требований заявителя по данному вопросу в тысячах рублях.
Если заявителем жалобы обжаловался вопрос, связанный с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации, и жалоба заявителя по данному вопросу была удовлетворена путем назначения дополнительной проверки, то исполнителю необходимо выбрать реквизит "в том числе связанная с возмещением НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на внутреннем рынке Российской Федерации" и реквизит "при назначении дополнительной проверки", и указать сумму удовлетворенных требований заявителя по данному вопросу в тысячах рублях.
Информация вводится исполнителем на основании решения налогового органа, рассмотревшего жалобу заявителя, при этом включаются все суммы (налоги, пени, штрафы), подлежащие возврату (возмещению, зачету и т.д.), на основании признанного недействительным акта нижестоящего налогового органа.
- "Номер и дата ответа на жалобу" - указывается номер и дата решения (ответа) налогового органа, рассмотревшего жалобу заявителя, из журнала регистрации исходящей корреспонденции налогового органа.
В данном столбце также указывается номер и дата письма (ответа) налогового органа, оставившего жалобу заявителя без рассмотрения, из журнала регистрации исходящей корреспонденции налогового органа.
- "Примечание" - указываются иные обстоятельства, не изложенные ранее и имевшие место, при рассмотрении жалобы заявителя (например, дата и номер письма налогового органа, рассматривающего жалобу, о направлении жалобы на заключение в методологический отдел налогового органа, а также в нижестоящий налоговый орган).
Контактный телефон по вопросам, связанным с заполнением Журнала жалоб (Юридический департамент):
- 913-01-56, 913-03-75 - Елина Н.В., Шлиммер Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.