Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 июня 2007 г. N 03-04-06-01/185
См. комментарии к настоящему письму
Вопрос: ОАО просит дать разъяснения налогового законодательства по вопросу исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО на начало 2007 года имеет заключенные и в течение 2007 года планирует заключить долгосрочные трудовые договоры с иностранными гражданами.
Обязанность определения ОАО, являющегося при выплате доходов сотрудникам - иностранным гражданам в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, статуса налогового резидента Российской Федерации этих иностранных граждан, определяемого в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Однако сами сотрудники - иностранные граждане самостоятельно определяют свой налоговый статус и представляют в ОАО, как в организацию - работодателя, заявления об определении такого статуса.
В таком заявлении сотрудники - иностранные граждане просят исходить из того, что они в текущем налоговом периоде являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в статусе налогового резидента Российской Федерации, соответственно, просят удерживать из денежных средств, выплачиваемых ОАО, налог на доходы физических лиц по налоговой ставке в размере 13 процентов (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации) с момента представления такого заявления и до момента представления другого заявления об определении или заявления об изменении налогового статуса в целях исполнения организацией-работодателем обязанностей налогового агента. В конце налогового периода или в случае завершения пребывания на территории Российской Федерации в течение налогового периода сотрудники - иностранные граждане обязуются в конце налогового периода или, соответственно, в дату фактического завершения своего пребывания на территории Российской Федерации представить заявление об определении или заявление об изменении налогового статуса в целях исполнения организацией-работодателем обязанностей налогового агента и документы, подтверждающие количество дней фактического пребывания на территории Российской Федерации в течение налогового периода. Обоснованием такого заявления сотрудники - иностранные граждане считают наличие долгосрочного трудового договора с ОАО, предусматривающего продолжительность работы в Российской Федерации в текущем налоговом периоде не менее 183 дней.
Может ли ОАО при выполнении обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц руководствоваться представленными заявлениями сотрудников - иностранных граждан об определении или изменении их налогового статуса и, соответственно, удерживать налог на доходы физических лиц по ставкам, установленным для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, - 13% (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации) или для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - 30% (пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО от 22.02.2007 N 02-08/276 о порядке определения налогового статуса физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 года) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе, начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
Пунктом 1 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.
В этих целях организация - налоговый агент должна определять налоговый статус физического лица исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации.
Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 июня 2007 г. N 03-04-06-01/185
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 июля 2007 г. N 14