Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 4 июля 2007 г. N 169
"Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов"

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2022 г.

 

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 651) приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

 

Министр

Ю.П. Трутнев

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2007 г.

Регистрационный N 9979

 

Методические указания
по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов
(утв. приказом МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169)

С изменениями и дополнениями от:

12 декабря 2022 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы"*(1).

2. Методические указания определяют требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.

3. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схемы) разрабатываются в целях:

определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

обеспечения охраны водных объектов;

определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

4. Основной задачей разработки Схем является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых Схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

5. Материалы утвержденных Схем предназначены для:

планирования и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных, региональных, ведомственных целевых программ;

разработки региональных и муниципальных программ (планов) водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

подготовки предложений по установлению и пересмотру ставок платы за пользование водными объектами;

регулирования водопользования, в том числе определения объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объемов допустимого сброса сточных вод и/или дренажных вод, др.

6. Схемы разрабатываются для речных бассейнов, идентификация которых и установление границ осуществляется при гидрографическом районировании территории Российской Федерации*(2).

7. Очередность разработки Схем по речным бассейнам устанавливается Графиком разработки Схем, который формируется и утверждается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из следующих принципов:

учета водохозяйственной обстановки в границах соответствующих речных бассейнов;

сроков разработки, согласования и утверждения Схем;

учета объема средств федерального бюджета, выделяемых на разработку Схем.

График разработки Схем периодически (каждые 5 лет) корректируется в соответствии с ходом его реализации, изменением возможностей финансирования работ и возникновением новых задач.

8. График разработки Схем, информация о начале и ходе разработки Схем по конкретным речным бассейнам, а также материалы утвержденных Схем размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов и на сайте соответствующего территориального органа Федерального агентства водных ресурсов.

9. Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет.

Целевые показатели качества воды в водных объектах, лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Российской Федерации, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечни водохозяйственных мероприятий и мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, предполагаемые объемы необходимых для реализации Схем финансовых ресурсов устанавливаются в Схемах по этапам, продолжительностью 5 лет каждый.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ) до утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее чем до 1 января 2015 г. лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для каждого субъекта РФ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ

 

10. При разработке Схем должны учитываться:

прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную перспективу по Российской Федерации, по отраслям экономики, по регионам;

утвержденные Схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов;

действующие на момент начала разработки Схемы региональные и местные документы по планированию развития промышленных зон, населенных пунктов, развития транспортной инфраструктуры, реструктуризации и развития сельского хозяйства, создания рекреационных зон и охраняемых природных территорий, планы и программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также мероприятий по защите от негативного воздействия вод;

положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов (для охватываемых Схемой трансграничных водных объектов).

11. Информационной основой разработки Схем являются сведения государственного водного реестра и государственного мониторинга водных объектов.

12. Схемы разрабатываются на геоинформационной основе в соответствии с требованиями к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы.

13. Документирование сведений, содержащихся в материалах, входящих в состав Схем, осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

14. Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при подготовке, согласовании, утверждении Схемы, а также реализации мероприятий, входящих в ее состав, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

15. В составе Схемы разрабатывается система количественных индикаторов достижения устанавливаемых Схемой целевых показателей и программа мониторинга реализации мероприятий Схемы.

16. Корректировка Схемы осуществляется на основании результатов мониторинга ее реализации не чаще одного раза в 5 лет.

 

II. Основные термины и определения

 

17. В Методических указаниях используются следующие основные термины и определения:

бассейновый округ - основная единица управления в области использования и охраны водных объектов, состоит из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей*(3);

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима*(4);

водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте*(4);

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы*(4);

водоохранная зона - территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира*(5);

водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом*(4);

водохозяйственный баланс - расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов)*(6);

водохозяйственное районирование территории Российской Федерации - деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки*(7);

водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений*(4);

водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования)*(4);

гидрографическая единица - речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна*(7);

государственный мониторинг водных объектов - система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц*(8);

государственный водный реестр - систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах*(9);

использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц*(4);

истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод*(4);

негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты*(4);

речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро*(4);

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания*(10);

сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории*(4).

 

III. Порядок разработки Схем

 

18. При разработке Схем выделяются следующие этапы выполнения работ:

1) Сбор, первичная обработка и анализ исходной информации.

2) Выявление и ранжирование по степени значимости проблем: использования и охраны водных объектов; наличия водных ресурсов, их доступности для использования; возможных негативных воздействий вод.

3) Формулирование основных целей, оценка их достижимости в течение планируемого периода реализации Схемы, установление целевых показателей.

4) Определение возможных наборов (вариантов) мероприятий по поэтапному достижению установленных целевых показателей.

5) Социально-экономическая оценка реализации возможных наборов мероприятий.

6) Выбор набора мероприятий для реализации, окончательное определение положений Схемы, этапов ее реализации, индикаторов достижения целевых показателей и программы мониторинга хода реализации Схемы.

19. На первом этапе осуществляется сбор, первичная обработка и анализ исходной информации, необходимой для выявления и анализа проблем управления водными ресурсами в рассматриваемом речном бассейне, сбор иной описательной и оценочной информации характеристик и проблем речного бассейна.

19.1. На территории речного бассейна, для которого разрабатывается Схема, выделяется (идентифицируется) конечное число природных и искусственных водных объектов, для которых выполняются оценки антропогенных нагрузок и возможных ущербов от негативного воздействия вод.

19.2. В целях проведения оценки текущего состояния водных объектов, основных природных факторов, влияющих на это состояние, наличия и доступности водных ресурсов для использования, вероятности наступления природных событий, вызывающих наводнения, засухи и другие виды вредного воздействия вод, осуществляется сбор физико-географической, гидрологической, гидрогеологической и гидрометеорологической информации по водосбору и водным объектам рассматриваемого речного бассейна, включая:

- характеристики рельефа и ландшафтов речного бассейна (картографические материалы, густота речной сети, лесистость, озерность, заболоченность, типы почв и др.);

- гидрологическую и гидрогеологическую изученность речного бассейна (существующая сеть наблюдений, существовавшие ранее посты наблюдений, наблюдаемые параметры, частота и периоды наблюдений и т.д.);

- основные гидрологические и морфометрические (для поверхностных водных объектов), и гидрогеологические (для подземных водных объектов) характеристики;

- гидрохимические и гидробиологические характеристики водных объектов;

- гидрометеорологические (климатические) характеристики (осадки, испарение, температуры и т.д.).

19.3. Источниками физико-географической, гидрологической, гидрогеологической и гидрометеорологической информации по водосбору и водным объектам рассматриваемого речного бассейна являются:

- государственный водный реестр;

- государственный водный кадастр;

- государственный земельный кадастр;

- государственный кадастр водных биологических ресурсов;

- банк данных мониторинга водных объектов по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации;

- банк данных мониторинга подземных водных объектов (в случае отсутствия данной информации в банке данных мониторинга водных объектов);

- единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (в части данных о состоянии водных объектов);

- федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Российской Федерации;

- данные по текущему состоянию государственной наблюдательной сети;

- данные по текущему состоянию ведомственной опорной наблюдательной сети, предназначенной для ведения мониторинга подземных вод с учетом государственного мониторинга состояния недр;

- результаты ранее проведенных изыскательских и научно-исследовательских работ по изучению водосборной территории и водных объектов рассматриваемого речного бассейна.

19.4. В целях оценки антропогенной нагрузки, выявления причин и источников загрязнения водных объектов в результате хозяйственной деятельности, разработки целевых показателей качества воды в водных объектах и мероприятий по их достижению осуществляется сбор информации по хозяйственному освоению водосбора, забору свежей воды из водных объектов и сбросам сточных вод в водные объекты рассматриваемого речного бассейна, включая:

- характеристики сельскохозяйственного использования водосборной территории речного бассейна (состав и площади возделываемых культур, применяемая агротехника, состав и масштабы использования органических и минеральных удобрений, других агрохимикатов, методы, способы и площади орошения и осушения, источники оросительной воды и приемники дренажных вод, состав дренажных вод, виды и масштабы производства животноводческой продукции, объемы водопотребления на эти цели, объемы, способы хранения и утилизации отходов животноводства и др.);

- характеристики промышленного использования водных ресурсов и водных объектов речного бассейна (объемы, внутригодовое распределение и динамика заборов свежей воды и сбросов сточных вод, водоемкость продукции и т.д.);

- характеристики использования водных ресурсов для целей энергетики;

- характеристики коммунально-бытового использования водных ресурсов и водных объектов речного бассейна (объемы, внутригодовое распределение и динамика заборов свежей воды и канализационных сбросов, водопотребление на душу населения, потери в распределительных сетях и т.д.);

- характеристики транспортного использования водных объектов речного бассейна (судоходные пути и их параметры, сроки навигации, объемы грузоперевозок и т.д.);

- характеристики рекреационного использования водных объектов речного бассейна;

- характеристики особо охраняемых природных территорий речного бассейна (границы и площади, ограничения хозяйственной деятельности и т.д.).

19.5. Источниками информации по степени хозяйственного освоения водных ресурсов и водных объектов рассматриваемого речного бассейна являются:

- государственный водный реестр;

- государственный водный кадастр;

- государственный земельный кадастр;

- реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса;

- банк данных социально-гигиенического мониторинга;

- единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (в части данных о состоянии водных объектов);

- банк данных мониторинга подземных водных объектов (в случае отсутствия данной информации в банке данных мониторинга водных объектов);

- банк данных социально-гигиенического мониторинга, включающий данные оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и данные оценки состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

- справочно-аналитические материалы, содержащие данные мониторинга и анализа социально-экономических процессов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики;

- государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды (включая сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации);

- федеральные целевые программы регионального и территориального развития;

- федеральные целевые, ведомственные и иные программы развития сельских территорий;

- отчеты, планы и программы предприятий и организаций по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с использованием водных объектов;

- сведения, полученные при осуществлении контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

- информация по нарушениям безопасного применения пестицидов и агрохимикатов;

- сведения, полученные при осуществлении контроля и надзора в сфере морского и внутреннего водного транспорта, включая информацию о фактах разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.

19.6. В целях инвентаризации возможностей использования водных объектов и разработки мероприятий по повышению эффективности их использования, возможностей защиты от негативного воздействия вод и разработки соответствующих мероприятий осуществляется сбор информации о водохозяйственной инфраструктуре рассматриваемого речного бассейна, включая:

- общие характеристики регулирующих емкостей и систем распределения (перераспределения) речного стока (и др.);

- характеристики водозаборных сооружений;

- характеристики водозаборов подземных вод;

- характеристики трактов водоподачи;

- характеристики систем водоотведения;

- характеристики защитных (противопаводковых) сооружений.

19.7. Источниками информации о водохозяйственной инфраструктуре рассматриваемого речного бассейна являются:

- государственный водный реестр;

- Российский регистр гидротехнических сооружений;

- государственный водный кадастр;

- государственный земельный кадастр;

- реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса;

- база данных об установлении режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

- проектная и предпроектная документация на строительство и реконструкцию водохозяйственных объектов.

19.8. В целях проведения анализа социально-экономических аспектов использования водных объектов, разработки мероприятий по повышению эффективности управления использованием и охраной водных объектов, экономической оценки возможных наборов водохозяйственных мероприятий и мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, определения предполагаемых объемов финансовых ресурсов необходимых для реализации Схем осуществляется сбор социально-экономической и нормативно-правовой информации по водопользованию на территории рассматриваемого речного бассейна, включая:

- характеристики предоставленных прав пользования водными объектами или их частями (действующие лицензии на водопользование, выданные до 01.01.2007 г.*(11), договоры водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование и др.);

- федеральные, региональные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы использования и охраны водных объектов и защиты от вредного воздействия вод;

- данные о водном налоге и плате за пользование водными объектами (ставки, тарифы, цены, объемы по основным видам водопользования, крупнейшие плательщики и др.);

- характеристика направлений социально-экономического развития на территории бассейна, влияющих на нагрузки на водные объекты (изменения численности населения, планы и программы развития промышленного и сельскохозяйственного производства, охраны окружающей среды и др.);

- характеристика системы управления использованием и охраной водных объектов, защиты от негативного воздействия вод на территории рассматриваемого речного бассейна.

19.9. Источниками социально-экономической и нормативно-правовой информации по водопользованию на территории рассматриваемого речного бассейна являются:

- государственный водный реестр;

- справочно-аналитические материалы, содержащие данные мониторинга и анализа социально-экономических процессов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики;

- государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды (включая сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации);

- стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- федеральные целевые программы регионального и территориального развития;

- федеральные целевые, ведомственные и иные программы развития сельских территорий;

- программы мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

- региональные и муниципальные программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

- планы и программы хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей влияние на состояние водных объектов, а также выдвигающей требования к показателям водопользования;

- государственный реестр инвестиционных проектов;

- перспективный финансовый план Российской Федерации;

- результаты ранее проведенных научно-исследовательских работ в сфере охраны водных объектов и комплексного использования водных ресурсов.

19.10. Одной из главных задач первого этапа является выявление пробелов в требуемой информации для целей разработки в составе Схем программ развития мониторинга и проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на территории рассматриваемого речного бассейна.

20. На втором этапе разработки Схем осуществляется выявление и ранжирование по степени значимости проблем:

- использования и охраны водных объектов;

- наличия водных ресурсов, их доступности для использования;

- проявлений негативного воздействия вод.

20.1. С целью выявления проблем использования и охраны водных объектов, а также наличия водных ресурсов осуществляется идентификация водных объектов на территории рассматриваемого речного бассейна и их категорирование в соответствии с пунктом 19.1 Методических указаний. Количество выделяемых водных объектов должно быть разумно ограничено. Критерием минимального выделяемого водотока (реки) является площадь водосборной территории этого водотока, которая, как правило, не должна быть менее 1 000 кв.км. Критерием минимального выделяемого водоема (озера, пруда, водохранилища) является площадь его водной поверхности, которая, как правило, не должна быть менее 1 кв.км.

20.2. На основании анализа собранной в ходе выполнения первого этапа разработки Схемы информации проводится определение антропогенных нагрузок на выделенные водные объекты рассматриваемого речного бассейна и осуществляется оценка их состояния. При выполнении оценки состояния водных объектов, как в современных условиях, так и в перспективе используются результаты расчетов водохозяйственных балансов, а также балансов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водные объекты со сточными водами, или иным способом в результате хозяйственной деятельности как на территории рассматриваемого речного бассейна, так и извне. При оценке фактического и прогнозного состояния водного объекта учитываются расчеты нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В случаях, когда замыкающий створ главной реки одного речного бассейна является входным створом для другого речного бассейна, все расчетные характеристики для данного створа, включая целевые показатели качества воды, в Схемах для каждого из указанных бассейнов должны быть полностью идентичными.

20.3. Для оценки удовлетворения потребностей водопользователей в водных ресурсах, оценки состояния водных объектов и выявления пределов их использования осуществляются расчеты водохозяйственных балансов по выделенным водным объектам, водохозяйственным участкам, подбассейнам рассматриваемого речного бассейна и по речному бассейну в целом.

20.4. Водохозяйственные балансы составляются для современного уровня использования и охраны водных объектов речного бассейна и уровней развития водохозяйственного комплекса бассейна, соответствующих этапам реализации Схемы (5, 10 и 15 лет).

20.5. Водохозяйственные балансы, как правило, составляются на основании водохозяйственных и водноэнергетических расчетов, выполняемых по многолетним рядам речного стока (восстановленного), с максимальным учетом: влияния агролесомелиоративных мероприятий на водосборных территориях на речной сток; распределения бокового притока между расчетными створами; регулирования речного стока; внутригодового распределения водопотребления и водоотведения; дополнительного испарения с поверхности прудов и водохранилищ; фильтрационных потерь.

20.6. Водохозяйственные и водноэнергетические расчеты выполняются по следующим расчетным интервалам времени: для многоводного периода (половодья) водохозяйственного года - от пятидневки до декады; для маловодного периода (межени) - от декады до месяца.

При составлении водохозяйственных балансов на период действия Схем рекомендуется максимально учитывать характеристики вероятного изменения речного стока, связанного с природной его цикличностью, а также с климатическими изменениями.

20.7. В случае недостатка исходной информации для реализации требований пункта 20.5 Методических указаний водохозяйственные расчеты могут выполняться по упрощенной методике: для лет определенной водности (50%, 75%, 95% (97%) обеспеченности); с упрощенным учетом влияния агролесомелиоративных мероприятий на водосборе на речной сток; с использованием упрощенных приемов расчета регулирования речного стока; с приближенными характеристиками внутригодового распределения водопотребления и водоотведения; с упрощенными расчетами характеристик испарения с поверхности прудов и водохранилищ и фильтрационных потерь.

20.8. Расчеты водохозяйственных балансов по водохозяйственным участкам, подбассейнам и речному бассейну, для которых разрабатывается Схема, расчеты возможного негативного воздействия вод, расчеты эффективности различных наборов водохозяйственных мероприятий и другие расчеты осуществляются с использованием компьютерных математических моделей, позволяющих для различных сценариев развития гидрометеорологической и водохозяйственной обстановки моделировать: гидрологические процессы формирования речного стока; функционирование водохозяйственных систем; изменение количественных и качественных показателей состояния водных объектов; затопления территорий и т.п.

20.9. Выполняется анализ влияния состояния водных объектов на социальную и экономическую обстановку на территории рассматриваемого речного бассейна. Выявляются водные факторы, влияющие или могущие повлиять на обострение социальной напряженности, факторы, выступающие или могущие выступить ограничителями экономического развития (снижение качества жизни, повышение заболеваемости, дефицит воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, дефицит водных ресурсов для развития основных видов производства и др.).

20.10. На основании выполненных оценок, расчетов и анализа выявляются и формулируются проблемы экологического состояния водных объектов и водообеспеченности на современном уровне и в перспективе (включая проблемы информационного, технологического, управленческого и институционального характера).

20.11. С целью выявления проблем негативного воздействия вод, прежде всего, определяются виды такого воздействия в рассматриваемом бассейне в современных условиях или способные возникнуть в перспективе (затопления и подтопления населенных пунктов, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий, разрушение берегов водных объектов, воздействие агрессивных подземных и поверхностных вод на здания и сооружения и др.). Приоритетными являются вопросы негативного воздействия вод, связанного с затоплениями вследствие наводнений.

20.12. При выявлении проблем, связанных с наводнениями, и разработке противопаводковых мероприятий, следует руководствоваться основными принципами устойчивого предупреждения наводнений и смягчения их последствий, включая охват предупреждением наводнений всего водосборного бассейна, приспособление методов использования паводкоопасных территорий к существующим опасностям, принятие предупредительных мер для уменьшения негативных последствий наводнений для водных объектов и водных экосистем.

20.13. Оценка опасности наводнений должна основываться на концепции риска ущербов от наводнений, определяемого как произведение риска паводков (природная составляющая) и суммарной стоимости всех теряемых при затоплении объектов в опасной зоне (антропогенная составляющая - уязвимость, включающая материальные и людские потери).

20.14. Для реализации положений пункта 20.13 настоящих Методических указаний выполняется районирование территории рассматриваемого речного бассейна по степени паводковой опасности и укрупненная оценка количества населения и материальных ценностей находящихся либо оказывающихся в перспективе в зонах потенциального затопления при различных значениях максимальных уровней воды, соответствующих уровням 50%, 25%, 10%, 5%, 3(2)% и 1% обеспеченности.

20.15. На основании выполненных оценок, расчетов и анализа выявляются и формулируются проблемы негативного воздействия вод, включая проблемы информационного, технологического, управленческого и иного характера.

20.16. Проблемы негативного воздействия вод в рассматриваемом речном бассейне фиксируются на момент разработки Схемы и перспективу (потенциальные проблемы, с учетом социально-экономического развития территорий, расположенных в границах речного бассейна, изменения климатических условий, др.).

20.17. Выявленные проблемы группируются, раскрываются с указанием численных параметров и причин возникновения:

- проблемы экологического состояния водных объектов;

- проблемы водообеспечения:

коммунального (питьевого и хозяйственно-бытового) водоснабжения; сельскохозяйственного производства;

промышленности и энергетики;

транспорта;

- проблемы негативного воздействия вод:

наводнений;

переработки берегов;

агрессивных воздействий поверхностных и подземных вод на сооружения;

- проблемы организационно-управленческого характера (информационные, технологические, аналитические, нормативно-правовые, институциональные).

20.18. Выполняется комплексная сравнительная оценка проблем и их ранжирование по приоритетности решения по экологическим и социально-экономическим критериям, выделяются проблемы, ключевые для рассматриваемого речного бассейна, на решение которых должны быть направлены мероприятия Схемы.

20.19. Результаты исследований и аналитических проработок второго этапа разработки Схемы формируются в материалы "Состояние и ключевые проблемы речного бассейна".

21. На третьем этапе разработки Схемы осуществляется формулирование основных целей реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, направленных на решение ключевых проблем, выделенных в соответствии с пунктом 20.18 настоящих Методических указаний, с оценкой их достижимости в течение периода реализации Схемы, устанавливаются количественные целевые показатели этапов реализации Схемы.

21.1. Формулирование целей включает описание целевого состояния речного бассейна, достигаемое в решении ключевых проблем в ходе реализации Схемы.

21.2. Цели:

- устанавливаются для каждой из выделенных ключевых проблем;

- формулируются в измеримых количественных показателях, предусматривающих возможность контролируемого поэтапного достижения;

- отражают реалистичность, т.е. сбалансированность с ресурсами, необходимыми для решения выделенных проблем.

21.3. Сформулированные цели конкретизируются через определение целевых показателей.

Целевые показатели включают:

- целевые показатели качества воды в водных объектах рассматриваемого речного бассейна;

- основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Система основных целевых показателей в Схеме может быть развита в части установления целевых показателей состояния водных объектов рассматриваемого речного бассейна, развития системы мониторинга водных объектов, водообеспечения населения и объектов экономики, развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна, финансово-экономическими и социально-экономическими целевыми показателями.

21.4. Установление целевых показателей предполагает рассмотрение нескольких альтернативных вариантов программ водохозяйственных и водоохранных мероприятий с оценкой достижимости и эффективности каждого из них.

Основными при разработке Схемы рассматриваются следующие целевые состояния водных объектов рассматриваемого речного бассейна:

- сохранение значений показателей использования и охраны водных объектов на уровне значений, имевших место на момент начала разработки Схемы (стабилизация обстановки, недопущение ухудшения состояния водных объектов);

- достижение для водных объектов значений показателей, соответствующих их природному состоянию (для естественных водных объектов) или максимальному экологическому потенциалу (для существенно модифицированных или искусственных водных объектов) (полное восстановление водных объектов);

- достижение промежуточных целевых состояний водных объектов с учетом перспектив социально-экономического развития территорий и имеющихся ресурсов (поэтапное улучшение состояния водных объектов).

21.5. Установление целевых показателей осуществляется на основе укрупненной оценки достижимости наборов показателей исходя из прогнозов социально-экономического развития территорий, расположенных в границах речного бассейна, и существующих возможностей финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

21.6. Итоги третьего этапа разработки Схемы формируются в аналитический доклад "Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения".

22. На четвертом этапе разработки Схемы осуществляются вариативные проработки программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах рассматриваемого речного бассейна, обеспечивающих поэтапное достижение целевых показателей, определяемых на третьем этапе разработки Схемы.

22.1. Выполнение этапа предполагает разработку нескольких вариантов программ мероприятий, отражающих возможные (альтернативные) пути достижения установленных целевых показателей качества воды в водных объектах речного бассейна, основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также иных целевых показателей, если таковые устанавливались на третьем этапе разработки Схемы.

22.2. По каждому варианту мероприятий должны быть определены:

- лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по водохозяйственным участкам рассматриваемого речного бассейна;

- квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделяемые каждому субъекту Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку рассматриваемого речного бассейна;

- лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты по водохозяйственным участкам рассматриваемого речного бассейна;

- квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты, выделяемые каждому субъекту Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку рассматриваемого речного бассейна.

Сумма квот, выделяемых субъектам Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку, не может превышать соответствующих лимитов по этому участку.

22.3. Программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод включают мероприятия по следующим направлениям:

- фундаментальные (базисные) мероприятия;

- институциональные мероприятия;

- мероприятия по улучшению оперативного управления;

- структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений).

22.4. В составе фундаментальных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий:

- осуществление идентификации, классифицирование водных объектов по типу и состоянию;

- улучшение учета водных ресурсов и их использования;

- развитие научно-методической базы управления использованием и охраной водных объектов, включая разработку экономических механизмов стимулирования эффективного водопользования;

- восстановление и развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем;

- разработка имитационных математических моделей;

- идентификация территорий, подверженных затоплению, их классифицирование и картографирование;

- разработка и развитие бассейновых геоинформационных систем;

- образовательные программы;

- обеспечение координации реализации мероприятий Схемы.

22.5. В составе институциональных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий:

- мероприятия, направленные на соблюдение устанавливаемых лимитов и квот на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод;

- развитие нормативно-технической базы функционирования водохозяйственного комплекса и регулирования водопользования (включая пересмотр (совершенствование) технических документов в области строительства; разработку правил использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем; правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ и т.д.);

- разработка правил, программ, планов действий в случаях экстремального маловодья и экстремально высокой водности (включая своевременные гидрологические прогнозы, регламентацию процедур распределения воды и использования резервных источников водоснабжения, повышение надежности и эффективности систем водоснабжения, определение альтернативных или дополнительных источников водоснабжения, др.);

- регулирование использования (резервирование) территорий, потенциально подверженных затоплению;

- регулирование землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов;

- регулирование использования берегов и дна водных объектов;

- подготовка обоснований установления ставок платы за пользование водными объектами, стимулирующих эффективное и неистощительное использование водных объектов;

- регламентирование объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры;

- развитие систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод.

22.6. В составе мероприятий по улучшению оперативного управления использованием и охраной водных объектов могут рассматриваться следующие виды мероприятий:

- комплексное развитие системы государственного мониторинга водных объектов в речном бассейне, включая совершенствование лабораторно-аналитической базы, повышение ее оперативности;

- развитие систем государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, иной деятельностью, оказывающей влияние на состояние водных объектов и водных ресурсов;

- развитие автоматизированных систем управления использованием и охраной водных объектов на основе внедрения инструментов математического моделирования и прогнозирования состояния речного бассейна, полного и оперативного использования данных государственного мониторинга водных объектов, а также государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

- обеспечение развития и ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну;

- развитие систем оперативного информирования и оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, водопользователей и населения о состоянии водных объектов и угрозах негативного воздействия вод;

- работы по расчистке и восстановлению русел водных объектов, восстановлению аккумулирующей способности пойм;

- работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений, оснащению их современной контрольно-измерительной аппаратурой.

22.7. В составе структурных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий:

- строительство и реконструкция водохозяйственных систем, включая строительство гидротехнических сооружений, создание новых и изменение проектных показателей (реконструкция) существующих регулирующих емкостей (водохранилищ и прудов);

- строительство и реконструкция систем межбассейнового перераспределения стока и межбассейновых воднотранспортных систем;

- строительство и реконструкция очистных сооружений;

- дноуглубительные и русловыпрямительные работы;

- строительство и реконструкция капитальных берегозащитных и берегоукрепительных сооружений;

- строительство и реконструкция противопаводковых и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод.

22.8. Каждое из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должно служить решению выявленных ключевых проблем и достижению установленных целевых показателей. При этом одно мероприятие может служить решению одной или нескольких проблем и достижению одного или нескольких целевых показателей. В проекте Схемы не должно содержаться ключевых проблем и целевых показателей, для которых не определено ни одного соответствующего мероприятия, также как и ни одного мероприятия, не служащего решению ни одной из ключевых проблем и не направленного на достижение ни одного целевого показателя.

22.9. При формировании вариантов программ мероприятий, разрабатываемых в проекте Схемы, учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и водопользователей, входящих в состав Бассейнового Совета, поступившие в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее 3-х месяцев после направления аналитического доклада "Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения" на рассмотрение Бассейнового Совета.

22.10. По каждому из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должны быть указаны:

- водохозяйственный участок и водный объект, на котором реализуется мероприятие;

- решаемые ключевые проблемы и целевые показатели, на достижение которых нацелено мероприятие;

- сроки и этапы реализации мероприятия;

- физические объемы работ по реализации мероприятия (км, м3 и т.п.);

- оценка необходимых финансовых затрат на реализацию мероприятия;

- предполагаемые источники финансирования мероприятия.

22.11. Оценка предполагаемых объемов необходимых для реализации мероприятий финансовых ресурсов осуществляется на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ.

22.12. В качестве источников финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы указываются:

- федеральный бюджет;

- бюджет субъекта Российской Федерации;

- местный бюджет;

- средства юридических и физических лиц;

- иные источники финансирования.

22.13. Для определения достижимости целевых показателей и последующего выбора наиболее приемлемого варианта программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий по каждому из разработанных альтернативных вариантов выполняется определение состава, общих объемов работ, необходимых к выполнению, а также общей стоимости мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Схемы.

 

23. На пятом этапе выполняется сравнительная социально-экономическая оценка вариантов программ мероприятий, определенных на четвертом этапе разработки Схемы, в том числе оценка финансовых затрат, объемов экономии водных ресурсов, объемов предотвращаемых ущербов и других выгод, изменения качества жизни в рассматриваемом бассейне, экологическая и социальная приемлемость каждого из вариантов программы мероприятий и каждого из мероприятий в составе программы.

23.1. Комплексная (интегральная) оценка каждого варианта программы мероприятий осуществляется на основании методик, позволяющих включать в него не только финансово-экономические, но и экологические, социальные факторы.

23.2. При проведении комплексной оценки варианта программы мероприятий особое внимание должно быть уделено обоснованию реальности их реализации в установленные сроки, исходя из имеющихся водных ресурсов, финансовых ресурсов, промышленного, интеллектуального, социально-культурного и кадрового потенциала территории рассматриваемого бассейна.

23.3. Результаты оценки вариантов мероприятий сводятся в сравнительную таблицу (оценочную матрицу), отражающую основные критерии, по которым возможен выбор из представленных вариантов программ мероприятий.

23.4. Результаты выполнения четвертого и пятого этапов разработки проекта Схемы оформляются в сводный доклад "Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна, их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка" и приложения к нему (по количеству альтернативных вариантов программ мероприятий).

24. На шестом этапе разработки Схемы проводится выбор основного варианта программы мероприятий, подлежащего реализации, определяются главные положения Схемы, выделяются этапы ее реализации, разрабатывается система индикаторов достижения целевых показателей. Осуществляется окончательное документирование проекта Схемы.

24.1. Формирование итогового проекта Схемы происходит на основе результатов сравнительной комплексной оценки вариантов программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

24.2. Состав документов проекта Схемы определяется главой VI Методических указаний.

24.3. При подготовке итоговых документов проекта Схемы:

- формулируются главные положения Схемы;

- выделяются этапы ее реализации и соответствующие целевые показатели;

- уточняются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты речного бассейна;

- уточняются необходимые финансовые затраты на реализацию мероприятий Схемы;

- разрабатывается общая оценка вероятных последствий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду;

- разрабатывается увязанный по всем видам ресурсов план-график реализации мероприятий Схемы, определяющий последовательность и взаимосвязь мероприятий, сроки реализации и результаты каждого мероприятия, ответственных за реализацию каждого мероприятия, графики финансирования мероприятий.

24.4. Разрабатываемая в Схеме система индикаторов достижения установленных целевых показателей должна учитывать объективную временную задержку эффектов от реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

 

IV. Подготовка к утверждению и утверждение Схемы

 

25. При подготовке к утверждению Схемы осуществляется:

1) рассмотрение проекта Схемы Бассейновым Советом, его одобрение (принятие), выдача рекомендаций по его уточнению.

Проект Схемы вносится со сводным докладом "Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна, их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка", обосновывающим выбранный вариант программы мероприятий Схемы;

2) рассмотрение Федеральным агентством водных ресурсов рекомендаций Бассейнового Совета, внесение, при необходимости, изменений в проект Схемы;

3) получение заключения государственной экологической экспертизы;

4) утратил силу с 28 января 2023 г. - Приказ Минприроды России от 12 декабря 2022 г. N 864

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

Информация об изменениях:

Пункт 26 изменен с 28 января 2023 г. - Приказ Минприроды России от 12 декабря 2022 г. N 864

См. предыдущую редакцию

26. Федеральное агентство водных ресурсов утверждает Схему в течение двух недель с даты получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В течение месяца с даты утверждения Федеральное агентство водных ресурсов направляет ее в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также размещает на сайте Федерального агентства водных ресурсов в сети "Интернет".

 

V. Порядок реализации и корректировки Схем

 

27. Реализация мероприятий и возможные корректировки утвержденной Схемы для речных бассейнов осуществляются в следующем порядке:

1) Направление Схемы в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2) Разработка на основе положений Схемы установленных в ней целевых показателей и программы мероприятий, пятилетних программ (планов действий) по реализации мероприятий Схемы с разбивкой по годам.

3) Организация в рамках реализации Схемы территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов мониторинга реализации Схемы.

4) Осуществление, при необходимости, корректировки Схемы.

28. Издание Схемы и направление ее в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также размещение материалов Схемы на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов осуществляется в 3-месячный срок с даты утверждения Схемы.

29. Установленные Схемой лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, а также утверждаемые в соответствии с ними Федеральным агентством водных ресурсов квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, применяются территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении условий договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.

30. Программа водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися распорядителями средств соответствующих бюджетов, по источникам финансирования, отраженным в Программе водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы.

31. В рамках реализации Схемы территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов осуществляется:

- оценка по итогам бюджетного планирования на очередной финансовый год соответствия финансовых планов субъектов бюджетного планирования в речном бассейне программе водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы и направление в соответствующие органы исполнительной власти и Бассейновый Совет соответствующих аналитических справок;

- подготовка ежегодного отчета, содержащего анализ эффективности реализации предусмотренных Схемой мероприятий в соответствии с установленной системой индикаторов, оценку причин отклонений и предложения по их устранению и направление его в Бассейновый Совет.

32. Корректировка Схемы осуществляется в случае существенных изменений водохозяйственной обстановки, параметров развития водохозяйственного комплекса речного бассейна, а также если анализом хода выполнения мероприятий Схемы для этапов ее реализации фиксируются значительные отклонения от установленных для этих этапов целевых показателей.

Предложения по корректировке Схемы по согласованию с Бассейновым Советом подготавливаются и вносятся в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее чем за 6 месяцев до завершения этапа реализации Схемы территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Решение о корректировке Схемы принимается Федеральным агентством водных ресурсов.

 

VI. Состав, структура и основное содержание документов Схем

 

33. Проект Схемы для рассматриваемого речного бассейна включает следующие книги:

1. Общая характеристика речного бассейна.

2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.

3. Целевые показатели.

4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.

5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.

6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

Все материалы, полученные при разработке Схемы и не вошедшие в названные книги, оформляются в виде приложений.

34. Книга 1 проекта Схемы "Общая характеристика речного бассейна" должна содержать следующие основные разделы:

- краткое географическое описание речного бассейна;

- социально-экономическая характеристика территории речного бассейна;

- характеристика гидрологической и гидрогеологической изученности речного бассейна;

- гидрологические единицы и водохозяйственные участки, входящие в состав речного бассейна;

- водные объекты речного бассейна. Перечень и основные параметры;

- гидрологическая характеристика речного бассейна;

- гидрогеологическая характеристика речного бассейна;

- характеристика хозяйственного освоения водного объекта и существующей водохозяйственной инфраструктуры;

- характеристика использования водных объектов;

- перечень водных объектов речного бассейна и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (по каждому субъекту Российской Федерации с указанием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

- перечень водных объектов речного бассейна, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (по каждому субъекту Российской Федерации с указанием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

- перечень водных объектов речного бассейна, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении которых возложено на территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов;

- перечень водных объектов речного бассейна, осуществление мер в отношении которых возложено на муниципальные органы власти, физические и юридические лица (по каждому субъекту Российской Федерации с указанием уполномоченного органа муниципальной власти, физического или юридического лица).

35. Книга 2 проекта Схемы "Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна" должна содержать следующие основные разделы:

- распределение водных объектов речного бассейна по категориям (естественные, существенно модифицированные, искусственные);

- оценка экологического состояния водных объектов речного бассейна (распределение водных объектов по классам экологического состояния);

- оценка экологического состояния подземных водных объектов на территории речного бассейна;

- оценка масштабов хозяйственного освоения речного бассейна;

- оценка обеспеченности населения и экономики речного бассейна водными ресурсами;

- оценка подверженности населения и хозяйственной инфраструктуры речного бассейна негативному воздействию вод;

- интегральная оценка экологического состояния речного бассейна;

- ключевые проблемы речного бассейна.

36. Книга 3 проекта Схемы "Целевые показатели" должна содержать следующие основные разделы:

- общая характеристика целевого состояния речного бассейна по завершении выполнения мероприятий Схемы;

- характеристики целевого состояния отдельных водных объектов;

- целевые показатели качества воды в водных объектах речного бассейна;

- основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод;

- целевые показатели экологического состояния водных объектов речного бассейна;

- целевые показатели развития системы государственного мониторинга водных объектов речного бассейна;

- целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна;

- целевые показатели развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна;

- финансово-экономические и социально-экономические целевые показатели.

37. Книга 4 проекта Схемы "Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ" должна содержать следующие основные разделы:

- водохозяйственные балансы для характерных по водности лет (по речному бассейну в целом, подбассейнам, водохозяйственным участкам и отдельным водным объектам);

- водохозяйственные балансы для маловодных и многоводных группировок лет (по речному бассейну в целом, подбассейнам, водохозяйственным участкам и отдельным водным объектам);

- балансы загрязняющих веществ в водных объектах речного бассейна для различных условий водности и уровней социально-экономического развития территории речного бассейна.

38. Книга 5 проекта Схемы "Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод" должна содержать следующие основные разделы:

- лимиты забора водных ресурсов из водных объектов речного бассейна по водохозяйственным участкам (водным объектам, подбассейнам и речному бассейну в целом);

- квоты субъектов Российской Федерации на забор водных ресурсов из водных объектов речного бассейна по водохозяйственным участкам (водным объектам, подбассейнам и речному бассейну в целом);

- лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты речного бассейна по водохозяйственным участкам (водным объектам, подбассейнам и речному бассейну в целом);

- квоты субъектов Российской Федерации на сброс сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты речного бассейна по водохозяйственным участкам (водным объектам, подбассейнам и речному бассейну в целом).

39. Книга 6 проекта Схемы "Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна" должна содержать следующие основные разделы:

- фундаментальные мероприятия;

- институциональные мероприятия;

- мероприятия по улучшению оперативного управления;

- структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений);

- сводная ведомость требуемых финансовых затрат;

- календарный план-график реализации и финансирования мероприятий;

- общая оценка вероятных воздействий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду.

40. Книги Схемы содержат конкретную информацию, главным образом, в табличной и графической форме. Обоснования разделов книг, расчеты, пояснения и иные материалы помещаются в Приложения.

41. В Приложения к проекту Схемы в обязательном порядке должны включаться:

- комплект (альбом, атлас) ситуационных, оценочных, исполнительных и прогнозных карт (в электронном и бумажном виде) масштабов от 1:1000000 до 1:100000, сопровождаемых, при необходимости, картами-врезками более крупного масштаба с необходимыми текстовыми пояснениями;

- сводная пояснительная записка к проекту Схемы;

- пояснительные записки к каждой из книг проекта Схемы;

- все исходные материалы, использовавшиеся при разработке Схемы, оформленные в форматах, соответствующих требованиям Государственного водного реестра;

- копии документов по рассмотрению и согласованию Схемы (протоколы заседаний по рассмотрению проектов Схемы, письма согласований и прочие официальные документы, подтверждающие позицию бассейновых советов и заинтересованных сторон);

- другие материалы, которые разработчик считает необходимым включить в состав проекта Схемы;

- программа мониторинга реализации Схемы, включающая:

а) систему индикаторов достижения установленных целевых показателей;

б) порядок получения данных о ходе реализации мероприятий Схемы;

в) порядок оценки эффективности реализованных мероприятий и достижения целевых показателей;

г) порядок прогнозирования эффективности мероприятий, подлежащих реализации, и сроков достижения целевых показателей;

д) план-график мониторинга реализации Схемы;

е) форму ежегодного отчета о результатах мониторинга реализации Схемы;

ж) порядок формирования предложений по корректировке Схемы.

42. Комплект ситуационных карт, отображающих фактологическую информацию на момент их составления, включает:

- схему номенклатурных листов используемых топографических карт;

- топографическую карту;

- ландшафтную карту с нанесенными природоохранными территориями;

- гидрографическую карту с границами гидрографических единиц и водохозяйственных участков, постами гидрологического и гидрохимического мониторинга, сопровождаемую таблицами, характеризующими гидрологическую изученность речного бассейна;

- карту водохозяйственных участков с основными их характеристиками;

- карту водных объектов по категориям, сопровождаемую таблицами, характеризующими водные объекты и их режимы;

- карту водохозяйственной инфраструктуры с водохозяйственными системами и сооружениями, сопровождаемую таблицами, с параметрами и характеристиками водохозяйственных систем и сооружений;

- карту водоносных горизонтов подземных вод с участками месторождений подземных вод;

- карту водоносных горизонтов, характеризующихся интенсивным отбором подземных вод (скважины мониторинга, месторождения подземных вод, границы депрессионных воронок, защищенность горизонтов подземных вод от загрязнения).

43. Комплект оценочных карт, отражающих результаты анализа данных, нашедших свое отображение на ситуационных картах, а также содержащиеся в документированных сведениях в области управления водными объектами, включает:

- карту зонирования водосборной территории по степени антропогенной нагрузки на водные объекты;

- карту водных рисков, обусловленных различными видами негативного воздействия вод;

- карту периодически затопляемых территорий речного бассейна (границы зон затопления при максимальных уровнях воды расчетных обеспеченностей - 1%, 3%, 5%, 10%, 25% и 50%);

- карту зонирования территории речного бассейна по степени паводковой опасности;

- карту основных видов водопользования (по водохозяйственным участкам);

- карту природного и техногенного загрязнения поверхностных вод;

- карту природного и техногенного загрязнения подземных вод;

- карту водохозяйственных балансов (по водохозяйственным участкам);

- карту оценки состояния водных объектов по результатам государственного гидрохимического мониторинга водных объектов;

- карту экологического состояния водных объектов;

- карту защищенности эксплуатируемых водоносных горизонтов от загрязнения.

44. Комплект исполнительных и прогнозных карт, отражающих прогнозные ситуации, включает:

- карту прогнозного изменения водности речного бассейна на период действия Схемы (с учетом влияния природно-климатических и антропогенных факторов);

- карту прогнозного изменения антропогенной нагрузки на водные объекты речного бассейна на период действия Схемы;

- карты лимитов и квот забора водных ресурсов из водных объектов по этапам реализации Схемы (по водохозяйственным участкам);

- карты лимитов и квот сброса сточных вод в водные объекты речного бассейна по этапам реализации Схемы (по водохозяйственным участкам);

- карты целевых показателей качества воды в водных объектах;

- карты целевых показателей снижения негативного воздействия вод;

- карты развития систем мониторинга состояния водных объектов и водохозяйственных систем;

- карты планируемых структурных мероприятий на территории речного бассейна;

- карту прогноза развития депрессионных воронок в пределах бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов, где происходит интенсивная эксплуатация подземных вод.

 

------------------------------

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5 ст. 651.

*(2) "Об утверждении Методики гидрографического районирования территории Российской Федерации", приказ МПР России от 25.04.2007 N 112, зарегистрирован Минюстом России 23.05.2007 регистрационный N 9538.

*(3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 28 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2006, N 50, ст. 5279).

*(4) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 1.

*(5) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 65.

*(6) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 33.

*(7) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 32.

*(8) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 30.

*(9) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 31.

*(10) Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, ст. 1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст.ст. 21, 29).

*(11) Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, ст. 5 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2380).

 

 

В целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты, потребностей в водных ресурсах в перспективе, основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, а также обеспечения охраны водных объектов для каждого речного бассейна Федеральным агентством водных ресурсов разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Утвержденные Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов определяют требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.

Информационной основой разработки схем являются сведения государственного водного реестра и государственного мониторинга водных объектов. Схемы разрабатываются на геоинформационной основе в соответствии с требованиями к техническим и программным средствам ведения слоев цифровой картографической основы и утверждаются МПР России. Корректировка схемы осуществляется на основании результатов мониторинга ее реализации не чаще одного раза в 5 лет.

Материалы утвержденных схем предназначены для планирования и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, подготовки предложений по установлению и пересмотру ставок платы за пользование водными объектами, регулирования водопользования, в том числе определения объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объемов допустимого сброса сточных вод и/или дренажных вод.


Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2007 г.

Регистрационный N 9979


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 сентября 2007 г. N 38


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минприроды России от 12 декабря 2022 г. N 864

Изменения вступают в силу с 28 января 2023 г.