См. также Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по конкретным вопросам валютного регулирования
Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
1. Требуется ли оформление паспорта сделки (далее - ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в банке-нерезиденте?
Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица - резидента его зарубежными представительствами (филиалами).
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу - резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам.
2. Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков?
Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений.
На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, - Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.
Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 30.04.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названной Инструкции Банка России N 111-И следует читать как "30.03.2004"
3. Необходимо ли в настоящее время при списании денежных средств с транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или доверителей проставлять в платежных документах отметки, предусмотренные пунктами 4.3-4.5 Инструкции N 111-И?
В связи с тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила силу с 01.01.2007, положения Инструкции N 111-И применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и указанному Федеральному закону N 173-ФЗ.
С учетом изложенного необходимость в проставлении в платежных документах в соответствии с главой 4 Инструкции N 111-И отметок "Обязательная продажа произведена" и "Обязательная продажа не произведена" в настоящее время отсутствует.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И).
4. Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?
В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.
На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.
Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками (далее - Реестр).
В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.
В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.
Материал подготовлен
Департаментом финансового мониторинга
и валютного контроля
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля.
Так, в частности, рассмотрен вопрос о возможности оформления паспорта сделки при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами от имени юридического лица резидента его зарубежными представительствами (филиалами). Указано, что действующие нормативные акты Банка России не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления паспорта сделки по субъектному составу. В случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам.
При осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности за международную регистрацию товарных знаков паспорт сделки в уполномоченном банке резидентом не оформляется.
При списании денежных средств с транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или доверителей необходимость в проставлении в платежных документах отметок "Обязательная продажа произведена" и "Обязательная продажа не произведена" в настоящее время отсутствует.
Разъяснен порядок ведения Реестра операций с наличной валютой и чеками. Отмечается, что открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками. В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, обязанности у кассового работника по открытию, распечатыванию и хранению Реестра не возникает.
Информационное письмо ЦБР от 6 августа 2007 г. N 36 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 15 августа 2007 г. N 46