Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 октября 2007 г. N 03-03-06/1/717
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-03-07/4
Вопрос: В связи с вступлением в силу приказа Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного билета и багажной квитанции в гражданской авиации" просим вас дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Является ли документальное оформление электронного билета на бумажном носителе, в т. ч. и на формате А4, бланком строгой отчетности, выпущенным системой продажи авиабилетов нашей компании посредством принтерной печати с указанной суммой оплаты за авиаперевозку (копия электронного билета прилагается), на основании которого пассажир и багаж принимаются к перевозке при полученнии посадочного талона;
2. Какие документы должны быть приложены для целей бухгалтерского и налогового учета?
Данное разъяснение необходимо в связи с переходом авиакомпаний на электронное обслуживание авиапассажиров.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 31.08.2007 N 7 по вопросу признания в качестве бланка строгой отчетности электронного авиабилета на бумажном носителе с целью учета расходов по приобретению авиабилета при определении налога на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки пассажиров. При этом форма билета устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Распоряжением Минтранса России от 29.08.2001 N НА-334-р "Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации" утверждены требования к пассажирскому билету, согласно которым обязательными частями пассажирского билета, применяемого на международных воздушных линиях, являются:
- текстовые разделы, содержащие условия договора для международных воздушных перевозок и извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности;
- агентский купон;
- полетные купоны (в количестве от 1 до 4);
- пассажирский купон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.
Таким образом, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме (электронный авиабилет), то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу признания в качестве бланка строгой отчетности электронного авиабилета на бумажном носителе с целью учета расходов по приобретению авиабилета при определении налога на прибыль.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.
Таким образом, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме (электронный авиабилет), то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 октября 2007 г. N 03-03-06/1/717
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 30 октября 2007 г. N 40