Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 октября 2007 г. N 03-05-01-02/95
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июля 2008 г. N 03-05-04-02/40 и от 29 января 2009 г. N 03-05-06-02/05
Вопрос: ООО просит дать письменное разъяснение по нижеследующему вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
27 апреля 2006 года компания приобрела в собственность земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а в соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных НК РФ. Руководствуясь указанными нормами, а также Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 г. N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", компанией исчислялся земельный налог по ставке 0,004% согласно виду разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного использования".
14 августа 2007 г. в Государственный земельный кадастр внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка компании с "сельскохозяйственного использования" на "размещение складских объектов".
В письме Минфина России от 16 августа 2007 г. N 03-05-07-02/81 (далее - письмо) указывается, что в случае изменения в течение налогового периода категории земли или вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для той категории земли или того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 34.2 НК РФ, просим дать письменное разъяснение:
1. Каков порядок применения ставки земельного налога в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода?
2. С какого момента ставка налога подлежит изменению применительно к нашей ситуации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 08.10.2007 N MLP-SH-07-0048 по вопросу применения налоговой ставки для исчисления земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода и сообщает следующее.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах определенных данной статьей Кодекса.
При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Исходя из данных норм Кодекса, следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Учитывая изложенное, считаем, что в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Поэтому изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, Минфин России считает, что в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2007 г. N 03-05-01-02/95
Текст письма официально опубликован не был