Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 августа 2007 г. N 03-07-08/230
Вопрос: Российская организация-комитент в рамках законодательства о военно-техническом сотрудничестве заключает через российскую организацию-комиссионера, действующую от своего имени, контракт на поставку военной авиационной техники и другого военного спецоборудования иностранному контрагенту. Одним из условий контракта является обучение поставщиком специалистов иностранного контрагента эксплуатации и техническому обслуживанию поставляемой авиационной техники и оборудования.
Теоретическое и практическое обучение (подготовка) летного и инженерно-технического состава иностранных специалистов будет проводиться по условиям контракта комитентом как на территории Российской Федерации (на базе предприятий производителей и в собственном учебном центре, организованном для исполнения контрактных обязательств по обучению), так и на территории иностранного государства с использованием поставленной иностранному контрагенту авиатехники и оборудования.
Являясь исполнителем по контракту в рамках действующего законодательства о военно-техническом сотрудничестве, комитент при этом не имеет лицензии на образовательную деятельность, и его учебный центр не имеет статуса образовательного учреждения. Для обучения иностранных специалистов на территории РФ и иностранного государства комитент привлекает третьих лиц - российские организации-производители и разработчики военной техники, также не имеющие лицензии на образовательную деятельность.
Каким пунктом статьи 148 НК РФ необходимо руководствоваться комитенту при определении места реализации услуг:
пп. 4 п. 1.ст. 148 НК РФ - консультационные или инжиниринговые услуги
пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ - услуги не предусмотренные пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148;
пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ - услуги образования (обучения);
пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ - работы (услуги), связанные непосредственно с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными судами?
Подлежат ли налогообложению НДС услуги, которые оказывает комитенту российская организация, привлеченная для обучения иностранных специалистов на территории иностранного государства, а если не подлежат, то какими документами российская организация (третье лицо) может подтвердить место оказания услуг?
Ответ: В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией услуг по обучению иностранных специалистов эксплуатации и техническому обслуживанию поставляемой авиационной техники и оборудования Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг в сфере образования (обучения) не признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к услугам по обучению относятся услуги по профессиональной подготовке обучающихся, осуществляемой в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг по обучению иностранных специалистов на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией, в том числе по договору с другой российской организацией, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В то же время на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 148 Кодекса в случае, если услуги в сфере образования (обучения) фактически оказываются на территории Российской Федерации, местом их реализации признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, предусмотрен пунктом 4 статьи 148 Кодекса. В данный перечень включены контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, при оказании услуг за пределами территории Российской Федерации документальным основанием для их освобождения от налога на добавленную стоимость могут являться заключаемые российской организацией контракты на оказание услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также любые иные документы, подтверждающие факт оказания услуг за пределами территории Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией услуг по обучению иностранных специалистов за пределами РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Местом реализации услуг по обучению иностранных специалистов на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией, в том числе по договору с другой российской организацией, территория РФ не признается, и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в РФ. В случае, если услуги в сфере образования (обучения) фактически оказываются на территории РФ, местом их реализации признается территория РФ и такие услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.
При оказании услуг за пределами территории РФ документальным основанием для их освобождения от НДС могут являться заключаемые российской организацией контракты на оказание услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, а также любые иные документы, подтверждающие факт оказания услуг за пределами территории РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 августа 2007 г. N 03-07-08/230
Текст письма официально опубликован не был