Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 октября 2007 г. N 03-11-04/3/386
Вопрос: Наша организация осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению, в частности, услуги бань и прокат спортивного инвентаря. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ мы можем применять ЕНВД.
Вместе с тем, несмотря на то, что услуги оказываются физическим лицам, оплата за них, в отдельных случаях может осуществляться юридическими лицами - работодателями указанных физических лиц. С учетом изложенного и руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, прошу разъяснить:
Правомерно ли в данном случае применение системы ЕНВД, когда услуга оказывается физическим лицам, а оплата ее осуществляется юридическим лицом на расчетный счет?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 10.09.07 N 13/07 о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении оказания бытовых услуг и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг.
При этом статьей 346.27 Кодекса определено понятие бытовых услуг - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренных# Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам, в частности, относятся услуги по коду 019100 "Услуги бань и душевых", коду 019430 "Почасовой прокат предметов в специальных помещениях".
При этом следует учесть, что согласно подпунктам 1 и 6 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, оплата бытовых услуг осуществляется потребителем услуг, под которым понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
Таким образом, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
Если оплата услуг, оказываемых физическим лицам, осуществляется юридическими лицами, то такая предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как разъяснил Минфин, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда. Если оплата услуг, оказываемых физическим лицам, осуществляется юридическими лицами, то такая предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 октября 2007 г. N 03-11-04/3/386
Текст письма официально опубликован не был