Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 октября 2007 г. N 03-02-07/1-438
Вопрос: Хотел бы проинформировать Вас о том, что в декабре 2006 г. и июле 2007 г. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС по КН) на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ (должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагентов) направила в адрес ЗАО требования о предоставлении документов N 54-17-15-2/16320 от 12.12.2006 г., N 231 от 04.07.2007 г. и NN 270, 271, 272 от 23.07.2007 г. Указанные требования были направлены в ЗАО в связи с проверкой Табачной Фабрики ОАО (проверяемый налогоплательщик) за 2003 г.
При этом в требованиях NN 270, 271 ЗАО было предложено представить в налоговый орган документы по взаимоотношениям с его контрагентами - ООО 1 и ООО 2, ни один из которых не является проверяемым налогоплательщиком.
Кроме того, в требованиях N 54-17-15-2/16320 от 12.12.2006 г., N 231 от 04.07.2007 г. и N 272 от 23.07.2007 г. на ЗАО была возложена обязанность представить в налоговый орган документы и сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности не проверяемого налогоплательщика (ОАО), а самого ЗАО. В частности, были запрошены выписки из реестра акционеров, перечень недвижимого имущества, учетная политика, договоры с иностранными партнерами, приказы о назначении главного бухгалтера и генерального директора, налоговые декларации, а также прочие документы, не связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, мы были бы признательны Вам за возможное разъяснение того, являются ли правомерными и соответствующими статье 93.1 НК РФ вышеперечисленные требования МИ ФНС по КН, обязывающие ЗАО предоставить документы и сведения, которые не имеют непосредственного отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика (ОАО).
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 21.08.2007 N 041/07 о правомерности истребования налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля у налогоплательщика документов (информации) и на основании информации, изложенной в письме, сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 Кодекса).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, изданным в соответствии с пунктом 7 статьи 93.1 Кодекса, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений по истребованию документов.
Статья 93.1 Кодекса и вышеуказанный Порядок не содержат конкретный перечень истребуемых налоговыми органами у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках. Полагаем, что к таким документам относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих информацией, касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика, эту информацию, а также запросить информацию о конкретной сделке у участников сделки или у иных лиц, располагающих этой информацией.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Кроме того, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Конкретный перечень истребуемых документов (информации) НК РФ не установлен.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 октября 2007 г. N 03-02-07/1-438
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6 ноября 2007 г. N 41, в журнале "Документы и комментарии" от 12 ноября 2007 г. N 22